Развитие
общих речевых навыков
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята на ножки Красные надели сапожкиИ пошли гуськом, вереницей, Чтоб воды в корыте напиться. Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться. Хорошо купаться в корыте! Гуси-гусенята, плывите!
Цыплята
Пищат живые шарики, Пшено клюют с руки. Не знаю, где тут курочки, А где тут петушки. Кудахчет
громко курица, Взволнованна
она: Наверно, детям маленькимНельзя давать пшена.
Петух
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!».
На ногах его сапожки, на ушах
висят сережки,
На головке — гребешок, вот какой он, петушок!
Загадки:
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)
Пестрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку — спотыкалочку.
(Утка.)
Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)
Явился в желтой шубке: прощайте
две скорлупки !(Цыпленок.)
Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло
собирает. (Курица.)
Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица.)
Может и разбиться, может и
свариться.
Если хочешь, в птицу может
превратиться. (Яйцо.)
Удивительный
ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)
Фонематические процессы, звуковой анализ
1.Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать
рифму к предложенным словам:мак (рак),
гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина), бочки (кочки, замочки) и
т. д.
2. Дифференциация звуков [С] — [3].Назвать первый звук
в именах:
Саня, Соня, Софья; Зоя,
Захар.
Сравнить артикуляцию
звуков [С] и [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу
горлышка»), вспомнить характеристику звуков [С] и [3], символы и обозначение.
3. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, з, с, з...; са, за, зо, со...; санки, золото, зубы,
коса, коза, нос...
4. «Скажи наоборот»: са-за, со-...; зо-со, зу-...
Повторить за взрослым ряд слогов:
са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са,
са-са-за.
5.Упражнение «Составь слово» (составить слово из
слогов):
ca, мо, лет; зо,
ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк-
6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить
слово из звуков): с, у, п; с, о, к; з,
у, б, ы; к, о, з, ы; р, о, з, ы; с, у, м, к, а.
7.Закончить слово нужным слогом:
СЫ, ЗЫ: ва..., но...,ко...,
та..., бу..., гро..., бере..., ча...
Какое из слов можно
закончить слогом-сы и слогом -зы?
8.Назвать
лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [3]):
санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза,
суп.
В каком слове
встречаются оба звука?
9.Заменить звук [С] на
звук [3] в словах. Какие слова получились? Составить с ними предложения,
используя изученные предлоги:
соя — Зоя, сайка — ..., сахар — ..., суп — ...; коса —
..., лиса — ..., косы — ...
10.Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком
[С] и звуком [3]
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в
лес. Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
Дифференциация звуков [С'] — [3'].
1.Назватъ первый звук в
словах:зима, Сима.
Сравнить артикуляцию
звуков [С'], [3'], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить символы,
характеристику и обозначение этих звуков.
2.«Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [3'].cь, зь, сь...; зь, сь...; ся, зя, зи, си; Сима,
синий, зеленый, козел, поросенок.
3.Упражнение «Скажи
наоборот»: ся-зя, си-..., зи-си, зю- ...
4.Повторить за взрослым
слоговой ряд: ся-ся-зя, зя-ся-ся, ся-зя-ся, зя-ся-зя, ся-зя-зя, зя-зя-ся.
5.Дидактическое
упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов):
по, ро, се, нок; зи, мо, ро, док; се, ле, доч, ни, ца;
ар, бу, зи, ки.
6.Найти лишнее слово в
ряду (по наличию звуков [С'] и [3']):
резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро,
семена.
7.Подобрать как можно
больше слов со звуками [С'] и [3'].
8.Прослушать
предложения. Назвать в них слова со звуками [С'] и [3']:
Сима гуляет на поляне. Ваня кормит
зяблика. Зина идет в магазин. Сима и Зина увидели на лугу гусей.
Грамота
Вспомнить буквы, которыми обозначают на письме звуки
[С], [С'] и [3], [3'].
Звуко-слоговой анализ
слов: составление и преобразование их с помощью букв разрезной азбуки,
составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку.
Сима — зима, косы — козы
Чтение, анализ
предложений. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Последнее? Есть
ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он
стоит в предложении? Списывание:
Вот Сима. У Симы коза.
Словарь
названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище,
хвост, гребешок, лапки, голова, глаза,
шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик,
подушка, одеяло;
признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый,
воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие,
нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый,
рябая, длинный, острый;
действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать,
чистить, хлопать, переваливаться, ходить,
бегать, махать, выращивать, ухаживать,
высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать,
шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Развитие мелкой моторики
Утята
Первый, второй — шли утята.
Третий,4й за водой
А за ними плелся пятый, позади бежал
шестой.
А седьмой от них отстал, а восьмой уже
устал.
А девятый
всех догнал,а десятый испугался, громко запищал: «Пи-пи-пи!» —«Не пищи, мы тут
рядом, поищи!»
Поочередно сгибать
пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и
разгибать пальцы обеих рук
Развитие общей моторики
Подвижная игра
«Домашние птицы». [Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с
движением.]
Петя, Петя, петушок,Борода и
гребешок.
На сапожниках пара
шпор.Яркий сам, как светофор.
Мама-курица цыплят На
прогулку водит в сад,
Учит землю клювом рыть, Учит
бабочек ловить.
Ути-ути-утки,
Уточки-малютки На волнах
качались, Брызгались, плескались. Серый селезень в реке От утят невдалеке.
Очень селезень красивый, Шея сизая с отливом.
Развитие грамматического строя речи
Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает, курица —кудахчет, петух — кукарекает, цыпленок —
пищит, индюк — балаболит.
Поиск соответствующего
понятия «Назовите родителей»
У цыпленка —
курица, петух; у индюшонка — индюшка,индюк;
у утенка — утка, селезень; у гусенка — гусыня, гусак.
Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый,
резвый, задиристый, храбрый, воинственный,
разноцветный, большой.
И
далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Грамматический строй речи
Образование
множественного числа существительных в
именительном и родительном падежах «Один — много»
Гусь — гуси t— много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята,
гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
Образование
сравнительной степени прилагательных
«Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче, твердый —
тверже,
длинный —
длиннее, короткий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее, слабый — слабее,
высокий — выше, низкий — ниже, толстый — толще, тонкий — тоньше.
Развитие связной речи
1.Дай полные ответы на вопросы:
- Почему их называют домашними?
- Где живут домашние птицы на птицеферме?
(На птицеферме домашние птицы живут в
птичнике.)
- Кто за ними ухаживает на птицеферме?
(На птицеферме за ними ухаживает птичница.)
- Чем их кормят?
- Какую пользу приносят домашние птицы?
2.Назови птенцов домашних птиц с числами
1,2,5. (Один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят.И т.д.)
3. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок «Как утки курам помогли».
Однажды курица с цыплятами и утка с
утятами пошли гулять, червяков искать. Гуляли они, гуляли и подошли к берегу
реки. Захотели утки и куры перебраться на другой берег, да куры плавать не
умеют. Что же им делать?
Думали они, думали и придумали...
Думали они, думали и придумали...
Ответь на вопросы:
- Что же придумали утки и куры, чтобы
перебраться на другой берег?
- Чем закончилась эта история?
Перескажи весь рассказ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий