Артикуляционная гимнастика
Родителям. Приведенные
упражнения развивают умение выполнять
точные движения языка, губ, челюсти, то
есть помогут ребенку научиться управлять
органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.При
выполнении артикуляционной гимнастики
следует соблюдать следующие требования:
v Каждое движение выполняйте перед зеркалом ежедневно
по 10 -15 минут.
v Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко (упражнения
выполняются от 5 до10
-15 раз).
v Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с
рабочим вариантом (действиями ребенка).
v Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
v Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать.
Следите, чтобы он от неё не уставал.
Примерный комплекс
упражнений артикуляционной гимнастики
I.Упражнения для нижней челюсти:
1.
Широко раскрыть рот и подержать раскрытым под счет до 5, до 10.
2..Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3.Легкое постукивание зубами -губы разомкнуты.
4..«ЗАБОРЧИК» -
соединить ровно верхние и нижние зубы, губы в улыбке.
II. Упражнения для губ:
1.
«БЕГЕМОТ»-широко открыть рот и
удержать под счет до 10.
2. «ЛЯГУШКА» — широкая улыбка, зубы сжаты и видны
3. «СЛОНИК» («ТРУБОЧКА») -вытягивание губ вперед и
удержание позы под счет до 10.
4.Чередование«БЕГЕМОТ»- «ЛЯГУШКА»
- «СЛОНИК».
5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам
III.Упражнения для языка
1. «ЧИСТИМ ЗУБЫ»-водить языком по верхним зубам слева направо, снаружи
и внутри; затем по нижним
«РАСЧЕСКА»- через закрытые зубы выталкиваем
широкий язык изо рта,как бы причесывая. Зубы скользят по языку.
2.. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» —
а)
покусывание кончика широкого языка, приговаривая:та-та-та-та,губы при этом в улыбке;
б) пошлепывание широкого расслабленного языка расслабленными губами,приговаривая: пя-пя-пя-пя.
3. «БЛИНЧИК» — широкий,
мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе под
счет до 10 (если напрягается или подергивается – пошлепать губами)
4. «ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ» - широким языком облизываем верхнюю губу 5-6 раз
5. «ЗМЕЯ» - рот широко открыть ,не закрывать; движения языком вперед-назад.
6.«КАЧЕЛИ» - широкий язык двигается вверх-вниз,
рот широко открыт
и не закрывается.
7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед,удержать под счет до 10.
7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед,удержать под счет до 10.
8.«ЧАСИКИ» - узкий язык двигается вправо-влево из одного
уголка рта в
другой, челюсть неподвижна.
9.«БАРАБАН»- широкий язык поднят вверх, ударяет о альвеолы( бугорки верхних зубов), произнося д-д-д.
10. «ПУЛЕМЕТ»- широкий язык поднят вверх и
ударяет в альвеолы(бугорки верхних
зубов), произнося т-т-т,
губы в улыбке,
рот широко открыт.
11. «ЧАШЕЧКА» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края
прижаты к верхней губе,
12. «ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к
твердому
небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам
13 .«КИСКА
СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
14.. «ЛОШАДКА» - цоканье (щелканье) языком, рот при этом
не закрывать, губы улыбаются.
15. «ГАРМОШКА»-рот широко открыт, губы в улыбке, язык присосать к небу
и держать ;открывать и закрывать рот 10-15
раз »
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Родителям. Каждое занятие
полезно начинать с упражнений для пальцев рук, так как они — второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков.
Запоминаем! Названия пальцев рук,ориентировку в
пространстве(вправо,влево,вперед,назад) и теле(правая рука,леваянога,правое
ухо….)!
Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей:
Первый палец боковой называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй – указчик старательный
Не зря называют его –УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.
Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем, как в семье,братец младший – любимец
По счету он пятый,
зовется-МИЗИНЕЦ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий