Звук и буква Ш.Звуки с-ш.
Фонематические процессы, звуковой анализ
1. Дифференциация звуков [с] — [ш] на слух и в произношении.
а) Дифференциация
изолированных звуков [с]— [ш]. Сравнить артикуляцию звуков [С] и [Ш],
обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его
центру, вспомнить характеристику звуков [С] и [Ш], обозначение.
— Произнесите звуки по
схеме, где стрелки указывают положение языка: ↑↓↓↑↑↓↑↓↓↑↓↑↑
б) Дифференциация изолированных звуков [с] —
[ш] в слогах. Игра «Эхо».
са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо
ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш
ши-ши-сы ыш-ыш-ыс
в) Дифференциация звуков [с] и [ш] в
словах. Игра «Наоборот».
— Замени
звук [с] на звук [ш]. сайка
— шайка, споры —….мыс — ..., крыса — …касса
— ...
сок — ... басня — ... миска — ... нас —...
сутки —... каска
— ... усы — ... вас
— ...
г)
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:са-ша, со-...; ас-аш, ос- 6.Повторить
за взрослым серию слогов:са-са-ша, ша-ша-са, са-ша-ша, ша-са-са, са-ша-са,
ша-са-ша.
д)
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [С] и [Ш]):машина, усы,
кошка, крышка; самолет, самокат, шкаф, сумка.
2.
Выучить скороговорки:
Шла Саша по
шоссе ,несла сушки в мешке.
Сушку Мише,сушку
Грише,сушку Маше и Наташе.
Под
горой у сосновой опушки
Жили-были
четыре старушки,
Все
четыре — большие болтушки.
На
дворе — травушка, в сундуке — Савушка.
Грамота
Вспомнить буквы,
которыми на письме обозначают звуки [С] и [Ш].
Выполнить
самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:
сушка,
Саша, сушки.
Чтение слов и
предложений, списывание, запись по памяти печатными буквами:Саша, сушка;
У Саши сушка. У Саши
сушки.
Артикуля-ционная гимнастика «У
бабушки с дедушкой»
толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхниеи нижние зубы),
поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
с нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих
движений языком в положении за нижними зубами).
губы сожмём мы, и рот прополощем
(поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
и самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк споследующим выпусканием воздуха через губы).
блюдца поставим — положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
дуем на блинчик - не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
блинчик
жуём, завернём и прикусим (жуём
распластанный язык, потом прикусываем
его, завернув за нижние зубы),
блинчик
с вареньем малиновым вкусным
(облизываем широким языком верхнюю
губу спереди назад).
чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
на нос подули — мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка, этот пальчик— бабушка, этот
пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка. Ну а это я. Вот и вся моя
семья!
Упр-е на координацию речи с движениями:
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я
стираю, полоскаю, воду с ручек
отряхаю,
Пол
я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме
надо отдыхать,маме хочется поспать.
Я
на цыпочках хожу,и ни разу,
И
ни разу ни словечка не скажу.
Ребенок выполняет соответствующие движения.
Упражнение для координации.
Есть у
меня братишка, Смешной такой мальчишка! Мне во всем он подражает И ни в чем не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже ...(скачет), Я сижу - и брат ... (сидит), Я бегу, и он... (бежит). Мяч беру- и он ... (берет), Мяч кладу - и он ... (кладет)! Куст стригу - и он ... (стрижет)!
Жгу костер -
он тоже ... (жжет)! Птицам
хлеб щиплю-он ... (щиплет). Сыплю корм - он тоже... (сыплет)! Еду на велосипеде -Он со мною вместе ... (едет). Хохочу - и он ...(хохочет), Есть хочу - он тоже ... (хочет)! Маслом хлеб я мажу - (мажет), Я рукой машу - он ... (машет)! Такой
смешной мальчишка -Младший
мой... (братишка).
Словарь
названия: семья, родители, родственники, дети,
работа, забота, мама, папа,
дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка,утро, день, вечер, младенец, племянница,
тетя, дядя, подарок.;
признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые,
маленькие, большие,
старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;
действия: жить, заботиться, расти, любить,
уважать, стараться, помогать,
готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать,
жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.
Лексико-грамматический строй
речи
Образование притяжательных
прилагательных «Назови,чей?»
Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин
(а),папа — папин (а),
бабушка — бабушкин (а),дедушка
— дедушкин (а),
дядя —дядин(а),тетя — тетин (а).
Образование простых причастий и
прилагательных
«Назови, какой?»
Жить — живущий, расти — растущий, любить — любимый,
уважать — уважаемый, гладить — глаженый, стараться — старательный, заботиться
— заботливый, отдыхать — отдыхающий.
Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами «Назови ласково»
Дети — детки — деточки;семья — семейка;
мама — маменька, мамулечка, матушка;папа — папочка, папуленька, папулечка; дедушка — дедулечка;бабушка — бабулечка;сын — сыночек, сынуля, сыночка;
дочь — дочка — доченька, дочуленька;
внук — внучек, внучок; внучка — внученька;
сестра — сестричка, сестреночка;брат — братик.
Образование множественного числа
существительных в именительном
и родительном падежах «Один — много»
Семья — семьи — много семей, ребенок — дети — детей,
работа — работы — много работы (работ),мама — мамы — мам, папа — папы— пап,
дедушка — дедушки.— дедушек; бабушка — бабушки — бабушек, сын —-сыны (сыновья) — сынов (сыновей),дочь — дочери —
дочерей, сестра — сестры —
сестер, брат — братья —
братьев, внук — внуки — внуков, младенец — младенцы ;— младенцев,
Склонение существительного «Закончи
предложения»
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый
человек любит свою ... (маму).
На свете очень трудно жить без ... (мамы). Haпраздник 8 Марта мы дарим подарки и
цветы ... (маме). Я люблю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (мамой).
Поиск соответствующих понятий «Опиши,
какая (какой), что делает?
Мама — веселая, любимая, заботливая,
ласковая, трудолюбивая,; строгая,
красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;
бабушка — ... ;дедушка — ... ; :папа — ... ;брат — ... ;сестра — ....
Дидактическая игра
«Подбери признак» (согласование имени
существительного с прилагательным): мама
(какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?)
— ....
Дидактическая
игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных
прилагательных). Шарф (чей?) — мамин,
папин, ... . Шапка (чья?) — тетина,
дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
Сравнить,
кто старше/младше (составление сложносочиненного
предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а
сын младше), папа — дедушка, дядя —
племянник, внук — дедушка.
Дидактическая
игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина
дочка, дочкина мама, мама дочки,
дочка мамы.
Дидактическая
игра «Скажи наоборот». Старший —
(младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).7. Ответить
на вопросы (употребление родительного
падежа имен существительных).У кого
глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
Связная речь
Построение монолога «Расскажи о семье
по плану» :
1)
сколько
в семье человек;
2)
с
кем живет ребенок (если неполная семья);
3)
как
зовут родителей (имя, отчество);
4)
кем
работают родители;
5)
сколько
лет брату (сестре);
6)
в
каком классе учится брат (сестра);
7)
какая
у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...).
Поиск соответствующего понятия «Беседа
о семье»
Как зовут твоих маму, папу, бабушку,
дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка).Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
Чтение
Чтение и бсуждение
рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек»
В. Осеева «Почему?», Б. Заходер
«Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама»,
У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я.
Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов
«Рассказы о маме» и др.
- упражнения для
закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество
родителей, домашний адрес и телефон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий