1. Взрослый предлагает
ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:
—
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка
Даша. Сколько всего детей у мамы?
—
У собаки Микки родились котята: три белых и один
черный. Сколько всего котят родилось у Микки?
—
Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем.
Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Звук [Ж]
Взрослый предлагает ребенку
подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках:
лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать
родственные слова к слову желтый
(желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих
словах.
Взрослый показывает перед
зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:
—
губы округлены и слегка вытянуты вперед «рупором»;
—
широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
—
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
—
горлышко «работает».
Символ
звука! жук жужжит:Характеристика
звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий.
Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
3. Фонетическое упражнение:.Пилой пилят дрова:
ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [Ж]»:ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко,
кровать, жираф...
5. Повторить за взрослым серию
слогов:жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жца-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...
6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились? Эта..., гара...,
чи..., черте..., мор...
7.
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании
(обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове). Флаг — флажок, берег
— ..., друг — ..., рог — ..., пирог — ..., круг — ..., утюг —
8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое
длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,
Будто
крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
9.
Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».
Лежебока
рыжий кот Отлежал себе... (живот)
10. Заменить
первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения
с каждым словом.
Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ..., билет —
..., пучок — ..., Веня — ...
11. Взрослый
произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба
[жаб а].
12. Взрослый
произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова
и повторить их в том же порядке.
13.
Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА:
-ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать
слова, заканчивающиеся на слог:ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...
14. Подобрать
как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине
слова.
15.
Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
16. Взрослый предлагает
ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Девочка Женя
жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая
девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
17. Придумать
как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
18. Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
На что еще похожа буква Ж? Сравнивание букв К и
Ж:
Это - Ж, А это К,
Целый жук
и полжука.
А. Шибаев
Игры с буквами.
19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание,
письмо под диктовку:
жук, жуки,
кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и
Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.
Звуки Ж-3
I. Дифференциация Ж-3 — игра "Жуки и комары" — 2 команды: а) упражнение на
внимание — попеременное произнесение
б) различение
в слогах: за, жа, жла, азл, ужа,
злу, жно, озн...;
в) различение в
словах: незабудки, гвоздики,
дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение,
жаворонок, стрекоза, пирожное, зубочистка...;
г) по картинкам
на панно (с дополнительным заданием — определение слогового состава);
д) игра "Наоборот": за-за-за - жа-жа-жа зо-зо-зо - зу-зу-зу - зы-зы-зы - зла-зла-зла - озл-озл-озл -
е) чтение слов с пропущенными буквами Ж, 3: .аба, .акат, ро.ы, .абор, е.ата,
кру.ок, во., парово., .амок, ва.а, ко.а, .убы, .ивут, гне.до, но., по.ар, та.,
лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин; ве.ут, оде.да, е.,
.арод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .
II. Печатание пар слогов, слов на 3-Ж:
за-жа
ужи-узы
зо-жо жал-зал
зу-жу кожа-коза
зы-жи рожок-разок
III.
Упражнение в
словообразовании сложного прилагательного железнодорожный, согласовании его с существительными:
а) билет
для поездки по железной дороге— железнодорожный билет; форма
работников железной дороги— железнодорожная форма; транспорт на
железной дороге— железнодорожный транспорт; расписание
движения на железной дороге—
поездка по железной
дороге— станция на железной дороге— вагон
на железной дороге— касса на железной дороге— платформа на
железной дороге—
б) подбор предметов к признакам:
Договаривание предложений:
Женя
пошел в железнодорожную кассу (за)
билетом на поезд. Зоя перешла (через) железнодорожное полотно по мосту. (За) железнодорожным мостом находится железнодорожная
станция. (Из-за) леса показался
поезд.
Маленький
котенок выскочил (из-под) железнодорожного
вагона. Отремонтированный поезд вышел (из) железнодорожного депо. Шпалы лежат (между) железнодорожными рельсами.
ЗВУКИ Ж-Ш
I. Дифференциация Ш-Ж
а) упражнение в звукоподражании на внимание;
б) различение в слогах:жа,ша, шла, ажл, жлу, ушл, жи...;
в) в словах: шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать,
дирижировать, штукатур, жимолость, можжевельник, шуршать, шелест,
путешествие...;
II.
Преобразование
слогов, слов — игра
"Наоборот":
ужи - уши
|
жар -
|
жалить -
|
жила -
|
жарить -
|
жаль -
|
житье -
|
жарь -
|
лужа -
|
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
. Упражнения с
разрезной азбукой — преобразование слогов, слов: ши -жи-»ужи -»уши
-> Луши -лужи –лужа
IПечатание предложений, составление схем, повторение
правописанияжи, ши,
сомнительной согласной.
Луша мыла уши.
Луша шила жакет. Уж жил в лесу.
Мое отечество — Россия. Разговор об Отечестве.Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша
большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как
называется наша страна? Назовите ее
имя.
Наша Родина — Россия.
А мы, живущие в России, —
россияне.
Послушайте,
как написал о России, о необъятных ее просторах замечательный русский поэт
Сергей Александрович Есенин.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как называет нашу Родину Россию русский
поэт Сергей Есенин? Этим
именем Русь называли Россию наши далекие предки русичи в древние времена.
Послушайте
еще один отрывок из стихотворения Сергея Есенина и запомните: наша Родина — Россия, Русь, святая
Русь.
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду
воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Эта красота, эти широкие степные
просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас,
уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь — беречь, хранить, защищать
родную землю, родную природу,
свою большую прекрасную Родину Россию.
Подумайте,
назовите, какие наши действия, какие дела россиян, необходимы нашей Родине?
(любить ее;беречь каждый кустик,
дерево, травку;защищать;сохранять ее богатства;работать;трудиться;не давать загрязнять леса, реки...;не допускать пожаров).
Кто для
вас, для всех людей, самый близкий, самый родной, самый добрый человек на свете? Кто нас
любит больше всех на свете, кто заботится о нас? (Мать.)
Как в народе ласково называют маму,
мать? (Матушка.) Вот
так же и свою Родину люди с любовью называют Родина-мать, Матушка-Русь.
А еще Родину называют Отечество,
Отчизна, Отчий дом.
Какого родного, близкого человека в
семье напоминают эти названия Родины: Отечество, Отчизна, Отчий дом?Вслушайтесь и вдумайтесь в слова:
1) отец отче Отечество Отчизна Отчий
(дом)
2) род (людской) родина (в древнем
русском языкетак называлась семья)
родительский
Родинароднойродимый родственники родители
Как можно назвать первую и вторую группу слов?
Почему эти слова родственные?
Кем для нас является Россия, Русь?
(Родина, Отчизна, Отечество.)
III. Подберем признаки к нашей Родине,
России.
любимая необъятная могучая
родная бескрайняя беззащитная
прекрасная богатая веселая
огромная красивая грустная
IV. Игра «Скажи
иначе» — подбор синонимов
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя,
просторная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная, милая.
Родина — Отечество, Отчизна, Отчий дом.
V. Игра «Телефон»
— припоминание родственных слов.
Отец — Отечество, Отчизна, Отчий дом. Род — родной, родимый, родители, родительский, родственники, Родина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий