Артикуляционная гимнастика.Упражнения на развитие
мимики,
дыхания
Артик. комплекс для соноров
Упражнения для нижней челюсти:
Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Легкое постукивание зубами -губы
разомкнуты.
II. Упражнения
для губ: «Рупор»
III. Упражнения
для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1. «Чашечка»
2. «Вкусное варенье»
3.«КАЧЕЛИ»- вверх-вниз широким
языком , рот широко
открыт и не
закрывается.
4.«ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным
воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
5.«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на
тыльную сторону ладони. Упражнения на развитие
общей и мелкой
моторики
1.Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони
на столе).
2.«БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы
правой, затем левой, потом обеих рук).
правой, затем левой, потом обеих рук).
3.«ФУТБОЛ» - забивание шариков, палочек одним, двумя
пальцами.
пальцами.
4.Поочередная смена положения рук «КУЛАК -
ЛАДОНЬ —РЕБРО».
Выполняется сначала правой, затем левой, потом
двумя руками вместе. Порядок
движений меняется.
5.Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим
и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой,затем другой.
Фонематические процессы, звуковой анализ
1.
Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех
словах?Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.. 2.Выучить чистоговорки
и скороговорку:
Ла-ла-ла — лопата и пила.Ло-ло-ло — у меня
весло.Лы-лы-лы — новые котлы.
Лу-лу-лу — купили пилу.Ал-ал-ал — темный
подвал.Ол-ол-ол — вымыли пол.
Ул-ул-ул — новый стул.Ил-ил-ил — я полы помыл.Алка-алка
— у Володи палка.
Олка-олка — у Володи иголка.Улка-улка — у Володи
булка.Илка-илка — у Володи вилка.Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не
выболтала.
3. Заменить первый звук в словах на звук [Л']. Какие слова
получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество
слов в каждом предложении:Мёд — лёд, вес — ..., тюк — ..., пень — ..., печь —
..., песок — ..., вещь — ...
4.Вклеить в тетрадь картинки с
изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л'], определить место
звука [Л'] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом
предложение, определить место слова со звуком [Л'] в предложении.
5.Выучить чистоговорки: Ля-ля-ля
— зеленые поля.Ли-ли-ли — малину мы несли.Лю-лю-лю — малину я люблю.Ле-ле-ле —
еду на осле.
6.
Дифференциация звуков [Л] — [Л']. Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ...
7.Повторить
за взрослым серию слогов:ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла,
ля-ла-ля.
8.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] —
[Л']), и определить его место в слове.Деревянная дорога,Вверх идет она
отлого,Что ни шаг — то овраг. (Лестница)
Над домами у дорожки Висит кусок лепешки. (Луна)
Падают с ветки Золотые монетки. (Листья)
Под крышей — четыре ножки, А на
крыше — суп и ложки. (Стол)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет,В деревне
кур крадет.
(Лиса)
В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)
9.Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и
[Л']):
ложка, лук, лопата, лента;
селедка, селезень, молоко, плита.
10. Самостоятельный
звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными
буквами слов под диктовку, чтение:стол, стул, полка, лисы, пилить. ГрамотаБуква Л из пальцев:
указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а
остальные пальцы сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Совместно со взрослым преобразование слов с
помощью букв разрезной азбуки:пила — липа, мала — лама, скала — ласка
Анализ
предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого,
чтение, запись под диктовку.
Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла
куклу в тазу.
Словарь
Существительные:
декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, гололед,
снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, зимовье, кормушка,
снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, хлопья, забавы, холод.
Глаголы:
метет, дует,
завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, засыпает, рыщут, лепят,
катаются, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.
Прилагательные:
морозная, холодная,
суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий,
рыхлый, сколь
Лексико-грамматический строй речи
Согласование прилагательных
с существительными ( зимний,-яя,~ее..).
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Снег — снежок, мороз
— морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
Образование существительных
множественного числа в родительном
падеже «Один — много»
Снег — снегов,
много снега, лед — льдов, много
льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа — стуж, холод — холодов, забава —
забав.
«Подбери
родственные слова»
Снег
— снежок,снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка,
озимь, зимующие, озимые
мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный,
мороженое;
лед
— ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый Дидактические игры: «Телефон»
(назови приметы зимы),
«Скажи наоборот» (слова-антонимы), «Живые слова», «У кого кто? (птенцы)».
Поиск
логической ошибки (нарушения причинно-следственных связей) «Найди ошибку»
Река замерзла,
потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)
Подбери
действия:
Зимний
ветер- дует,задувает,метет,завывает,поднимает,гонит…
«Назови
ласково»Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:зима-зимушка,метель-метелица…
Связь слов в предложении «Составь предложения по
опорным
словам»
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, катаются.
Снежки,
играют,мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»
Зимой реки и озера покрываются
гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).
Дети слепили большую снежную ... (бабу).
Зимой
дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).
Связная речь
1.Развитие умения сравнивать
понятия «Чем похожи и не похожи?»Лед и снег; лед и стекло; лед зеркало; снег и вата.
2.Построение
монолога «Расскажи о зиме по плану»:
Øкак ты заметил (а) наступление зимы;
Øее первые приметы в природе;
Øзимние месяцы;
Øповадки
зверей и птиц , которые проявляются
зимой;
Уметь рассказать
про зиму(с опорой на план):
Зимние месяцы —
декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и
кустарниках. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.
Зимой стоят морозные дни.
Реки, озера и пруды покрыты толстым
льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются
от холода в дуплах и норах или
зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у
детворы зимой — катание на санках, лыжах
и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из снега. Хорошо зимой! Все мы любим зиму!
3.Пословицы
о зиме:
Вьюги да
метели под февраль
полетели.
Солнце на лето
- зима
на мороз!
4.Выучить стих:
Весна Ф.Тютчев
Зима недаром
злится, прошла ее пора –
Весна в
окно стучится и
гонит со двора.
И
все засуетилось, все нудит
зиму вон –
И
жаворонки в небе уж подняли
трезвон.
Зима еще
хлопочет и на
весну ворчит.
Та ей
в глаза хохочет
и пуще лишь
шумит.
Взбесилась ведьма злая и
, снегу захватя,
Пустила , убегая, в
прекрасное дитя.
Весне и
горя мало: умылася в снегу
И лишь
румяней стала наперекор
врагу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий