Артикуляционная гимнастика
Упражнение «ПРОГУЛКА ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»
• рот приоткрой;
• кончик языка подними к середине верхней губы;
• кончик языка опусти к середине нижней губы;
• кончиком языка прикоснись к правому уголку
рта;
• кончиком языка прикоснись к левому уголку рта.
И дальше:
• кончиком языка прикоснись к середине верхних зубов;
• кончиком языка прикоснись к середине нижних зубов;
• язык
упри в правую щёку (посмотри в зеркало — будто у тебя там орешек прячется,правда?);
• язык упри в левую щёку (и орешек переместился!);
• кончиком языка прикоснись к бугорочкам-альвеолам и погладь их (язычок двигается из стороны в сторону);
• кончиком языка прикоснись к нижним бугорочкам
и погладь их;
• кончик языка упри в правую щёку и поводи им (как будто орешек перекатывается за
щекой);
• кончик языка упри в левую щёку и поводи им (как будто орешек за этой щекой перекатывается) .
Упражнения на
развитие общей и
мелкой моторики
По порядку все
планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
два- Венера, три – Земля,
четыре –
Марс.Пять- Юпитер, шесть –Сатурн,
семь – Уран,за ним – Нептун.Он восьмым идет по
счету.
А за ним уже
потом и девятая планета под названием – Плутон.
2.Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с двжением. Развитие творческого
воображения.]
А сейчас мы с вами,
дети, Улетаем на ракете.
Маршируют по
кругу.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь!Бегут по
кругу на носочках
Фонематические процессы, звуковой анализ
1.Закончить слово звуком [Ц]:дворе..., молоде...,
жиле..., певе..., плове..., ледене..., продаве...
2.Закончить слово слогом ЦА:мельни..., води..., певи..., кури..., ули...,
больни...
3.Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в
словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в
словах).Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,
пуговица — ..., луковица — ...,
4.Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в
словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом
слове).
Дерево — деревце, блюдо
— болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло
5.Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в
словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом
слове).
Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель —
..., художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...
6. Дидактическое
упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить
внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ...,
пепел — ..., мыло —
7.Дидактическое
упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц]
в новом слове).В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей...,
продает..., поет..., плавает..., борется...
8.Воспроизведение слоговых рядов:
ас-ас-ац ацл-ацл-асл
ас-ац-ац ацл-асл-ацл
ас-ац-ас ацл-асл-асл и т.д.
9.Преобразование
слогов, слов:
ас - ац са
- ца цок -сок цвет - свет
ос -оц со
- цо цел - сел цапля -сабля
ус-уц су
- цу бац - бас цветик - светик
ис -иц сы-цы цена
сена бутсы - бусы
10.Различение
С-Ц на слух и в произношении — соревнование двух команд:
а) в слогах: ас, цо, оц, ус, ста, ацт, уст, иц, цто, сты...;
б) в словах: цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация,
стадион...;
в) припоминание и проговаривание скороговорок на
С, Ц
г) проговаривание, отбор слов с двумя звуками С, Ц
(хором), затем со звуком Ц, со звуком С.
11.Словообразование
существительных женского рода,
обозначающих лиц по их действиям, качествам, а также предметы по их назначению — игры "И я тоже",
а) умник—умница отличник— разведчик—
охотник— ученик— скромник— работник—
шутник— учитель— писатель— наладчик— лыжник— воспитатель— летчик— сварщик—
двоечник— укротитель— проказник— садовник— модник — первоклассник— затейник—
странник— художник — физкультурник— выдумщик— буфетчик— озорник — стрелочник—
волшебник— попутчик— мастер — скотник — насмешник — школьник— певец —
пулеметчик— фокусник — обманщик— ленивец
б) хлеб — хлебница конфета— сахар
— чай— мыло— сухарь — салат— суп— пепел—
Грамота
Упражнения с разрезной
азбукой: складывание, преобразование слов. Печатание слов и предложений под
диктовку:
а) припоминание правописания сомнительных
согласных:
хлеб хлебница
суп супница
б) Положи хлеб в хлебницу.
Словарь
существительные: космос,космонавт,космодром,звезда,астра,астронавт,астроном,астероид,орбита,путь,траектория,
ракета, корабль (космический), станция (орбитальная),МКС, спутник, полет; взлет, посадка, старт, приземление, скафандр,
шлем.
— прилагательные: первый,
космический, орбитальный;
глаголы: осваивать,
запускать, летать.
Лексико-грамматический строй речи
1.Игра «Кто это?» -подбор и
название предметов к действию.
2.Игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) — ....подбор признаков к предметам
3.Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт,космодром).
4. Упражнение«Добавьте нужное слово».Предложить детям подобрать нужное слово (полетел, облетел, прилетел)
и повторить все предложение:
— Юрий Гагарин на ракете в космос ...
— Вокруг Земли ...
— Обратно на Землю ...
5.Упражнение«Космодром»-согласование
числительных 1—20 с существительными.
— Сколько ракет подготовлены к полету в космос?
— Сколько космонавтов готовятся к полету в космос?
6.
Упражнение«Подбери нужное
слово». подобрать синонимы:
Смелый — отважный, бесстрашный и т.п.
Умный — образованный,
грамотный, талантливый, находчивый, разумный, понятливый и т.п. Волевой —
сильный, целеустремленный, целенаправленный и т.д. Здоровый — сильный,
тренированный, крепкий, закаленный и т.д.
7.Упражнение«Закончи предложения».
Космический корабль - это аппарат,
в котором ...
Космонавт — это человек, который
...
Космодром — это площадка, с которой
...
Космонавтика — это наука, которая
...
Скафандр - это одежда, которую ...
Луноход — это аппарат, который ...
Связная речь
Текст для ознакомления и частичного
пересказа:Вокруг Солнца движутся девять больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Каждая из планет движется вокруг Солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.
Есть и малые планеты-невидимки. Их больше всего между Марсом и Юпитером.
Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет Солнечную систему.
В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах нет живых существ.
Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих
среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не
светят собственным светом, как звезды. Планеты
видны на небе потому, что их освещает Солнце. На
первый взгляд они похожи на яркие звезды, но
планеты не мерцают. Они светятся ровным светом.
Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть,
что планеты видны не как точки, а как
маленькие диски, кружочки.
На протяжении многих веков люди изучали планеты невооруженным глазом, потом с помощью телескопа — зрительной трубы
с увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают
с помощью автоматических межпланетных станций.
Они подлетают к планетам и с близкого
расстояния фотографируют поверхность планеты.
Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг Земли и на спутник Земли — Луну.
Есть одна планета-сад
в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только
тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою
планету —
Ведь другой, похожей
нету!
Комментариев нет:
Отправить комментарий