воскресенье, 3 апреля 2016 г.

4.04.2016 – 8.04.2016 – темы недели: Звуки [р], [рь] — [л], [ль]. Перелетные птицы.




Артикуляционная  гимнастика
Упражнения  на  развитие  мимики,дыхания
Гимнастика для губ.
Упражнение 1. Ребенок надувает обе щеки. Медленно выдувает воздух через сжатые губы. Повторять упражнение 3-5 раз в течение 30 секунд Упражнение 2. Ребенок вытягивает губы в трубочку как при свисте, а затем их растягивает, как при широкой улыбке. Повторять 4-8 раз в течение 1-3 минут.
Упражнение 3. В углах рта при несомкнутых губах ребенок устанавливает мизинцы рук и в таком положении стремится сомкнуть губы. Так как пальцы создают определенное препятствие для смыкания губ, это служит хорошей тренировкой мышц рта. Повторяют 3-5 раз в течение 30 секунд.
Упражнение 4. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнения  на   дыхание: 1. Брюшное дыхание. Выдохнуть, сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе через нос живот втягивается.
2. Полный удлиненный вдох. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага вдох, на 4 шага выдох. Через каждые 3-4 дня продолжительность выдоха увеличивать на один счет.
3. Вдох и выдох одной ноздрей. Вдыхать и выдыхать одновременно одной ноздрей ( вторую ноздрю плотно прижать пальцами ).
4.Выдохнуть, нос зажать пальцами. Медленно вслух сосчитать до пяти, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики
Координация  речи  с  движением«Веснянка»
Обводка  по  трафаретам  контуров   птиц и  их    штриховка
Пальчиковая  гимнастика «Ласточка» Упражнения для пальчиков.
Птенчики в гнезде
Улетела птица-мать малышам жуков искать. Ждут малютки-птенцы мамины гостинцы. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.   Получается  «гнездо».   Шевеление   пальцами   правой руки  создает  впечатление  живых   птенцов в гнезде.
Скворечник
Ладошки вертикально поставить друг к другу, мизинцы прижать (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Скворец в скворечнике живет   и песню звонкую поет.

Фонематические  процессы, звуковой  анализ
Сравнение звуков [р], [рь] [л], [ль] (с. 62).
  Ракета летит: Р-р-р! Рь-рь-рь! Расскажите, какие это звуки?
  Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Как гу­дит маленький самолет? Расскажите, какие это звуки?
   сравнить звуки [р],[рь] [л], [ль].
3. Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] на слух ив произношении.
а)    Выделение звуков из состава слова.
—Услышите в слове звуки [р] ([рь]) — изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью) и произнесите [р] ([рь]), а услышите звуки [л] ([ль]) — разведите руки в стороны, изображая крылья са­молета, и произнесите [л] ([ль]).
  Мы составили маршрут путешествия. Плотно упако­вали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэ­ропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон само­лета, заняли свои места и полетели.

б)    Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] в слогах.
Путешествуем с друзьями
Над таежными лесами ...
  Какие деревья мы видим в таежном лесу? (Хвойные: сосна, ель, кедр, пихта.)
Пролетая над лесами,
Мы сыграем в «ЭХО».
Слоги дружно повторим,
Чисто, без помехи.
ла—ра—ра — ла
ро ло ро ло
ру — ло — ру — ло
в)    Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] в словах.
Пролетаем мы с друзьями
Над большими городами ...
   В городе на площади Р — Л идет народное гулянье с играми и плясками, это — веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Назовите их.
  После карнавала на площади Р Л начнется празд­ничное шествие по улицам города: Р и Л.
  Прислушайтесь к именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л? А кто останется веселиться на площади Р Л?
5. Дифференциация Р Л при чтении и на письме (с. 63).
а)                Пролетаем с друзьями
                   Над высокими горами...
На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое слово получится?
На второй горе в словах есть буква Р и Л. Произнеси­те каждое слово отчетливо три раза.
На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?
б)                           Пролетаем мы с друзьями
Над широкою рекой ...
  Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул ветерок и на реке появились мелкие волны — рябь. Прочитайте предложение о реке. Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением.
Грамота
По тетради Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ.» №2 стр.62
Словарьназвания: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;
признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;
действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.
Лексико-грамматический  строй  речи Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.
Закрепление употребления предлогов за, из-за, из-под, через,между.а)     выполнение инструкций, составление предложений по   демонстрации действий;
б) договаривание предложений:
Женя пошел в железнодорожную кассу ( за)  билетом  на  поезд.
Зоя перешла (через) железнодорожное полотно   по  мосшу.
(За) железнодорожным мостом  находится  железнодорожная  станция.
(Из-за) леса показался  поезд.
Маленький   котенок  выскочил  (  из-под) железнодорожного   вагона.
Отремонтированный поезд вышел (из) железнодорожного депо.
    Шпалы  лежат  ( между)  железнодорожными   рельсами.
Игра  "До-между  a"       закрепление временной ориентации    временах года, месяцах, днях недели).
Игра «Эхо» — словообразование действительных при­частий прошедшего времени по образцу.
Грачи вернулись в родные края.-Вернувшиеся в родные края грачи.
Грачи слетелись в старый парк.-Слетевшиеся в старый парк грачи.
 Грачи построили гнезда.         Построившие гнезда грачи.
 Грачи уничтожили вредителей.         Уничтожившие вредителей грачи.
Грачи громко кричали в роще.
-Громко кричавшие в роще грачи.
 Грачи защитили свои гнезда.-Защитившие свои гнезда грачи.
Грачи налетели на врага.         Налетевшие на врага грачи.
 Грачи открыли весну.
Открывшие весну грачи.
подбор признаков и действий к грачам
Признаки(какие?- синевато-черные небольшие шустрые умныедружные
 общительныекрикливые  полезные  перелетные Построение монолога «Расскажи о птице по плану»
Классификация понятий «Четвертый лишний»
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ По Г. Скребицкому
рассказ«Гра­чи открыли весну» на фоне картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Грачи перелетные птицы, но зимуют они не в жарких   странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятсяморозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремон­тируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они  строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов,
будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с  громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным ,звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Пересказать рассказ от первого лица.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, на­пилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвест­ники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».
Составить описательные рассказы о перелет­ных птицах.
Грач — это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
                СКВОРЦЫ
Прилетают скворцы ранней весной, когда еще лежит кое-где снег. Прилет скворцов — верный признак весны.
После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Они чистят домики — скворечники, носят в клювах былинки, мягкую подстилку.
По И. Соколову-Микитову
     Скороговорка
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
По весне к нам с юга мчится Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач — Ест букашек разных... (грач).
На шесте — дворец, во дворце — певец, А зовут его — ... (скворец).
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? ... (Соловей.)
Эта птица никогдаДля птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Стихи   Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей, Река шумит,
И с криком стая журавлей Уж к нам летит.С.Дрожжин

Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
 И зовут друг друга журавли.         A.            Толстой
ДОМ ВЕСНЫ     B.Данько
Среди травыГустой и влажной
Дом поднялсяМногоэтажный.
Тут есть балконы и беседки,
Столовые на каждой ветке
И спальни посреди сучков,
Но нет замковИ нет крючков.
Открытый солнцу и ветрам.
Дом ждет гостей из дальних стран.
А вот и первые жильцы:
Сороки, иволги, скворцы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий