Артикуляционная гимнастика
Упражнения на
развитие силы голоса,дыхания
У пеньков
опять пять опят. Скороговорка
Диалог
-Мы с тобой шли?
—
Шли.
—
Подберезовик
нашли?
—
Нашли.
—
Я тебе его дал?
—
Дал.
—
Ты его взял?
—
Взял.
—
Так где же он?
—
Кто?
—
Подберезовик.
—
Какой?
—
Мы с тобой шли?
—
Шли.
(И т.д.).
(И т.д.).
Упражнения на
развитие мелкой моторики
1.
ОСЕНЬ»
Ветер
по лесу летал,(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот дубовый, Вот кленовый,
Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.Спокойно укладывают ладони на
стол.)
2.Пальчиковая гимнастика
«Грибы».
Топ-топ — пять шагов, В
туесочке пять грибов:
Мухомор красный — Гриб
опасный. А второй — лисичка Рыжая косичка. Третий гриб — волнушка, Розовое
ушко.
А
четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь его
смело!
3.Пальчиковая гимнастика «ЗА ЯГОДАМИ»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих
рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес идем мы погулять. (Обе руки
«идут» указательными и средними пальцами по
столу.)
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдемИ братишке отнесем.
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Координация слов
с движением,
работа
над темпом и
ритмом речи
1.Подвижное
упражнение «За грибами». [Развитие общей моторики, координации
речи с движением.]
Все зверюшки на опушке Ищут
грузди и волнушки.
Белочки скакали, Рыжики
срывали,
Лисичка бежала, Лисички
собирала,
Скакали зайчатки, Искали
опятки,
Медведь проходил, Мухомор
раздавил
2.К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки
на одной ноге по
Скачет дождик по дорожке. кругу.)
В лужице — смотри, смотри! — (Дети
стоят лицом в круг;
Он пускает пузыри. ритмичные
приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки
вверх, потряхивания
кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон,
руки к полу,
потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей (Встали,
руки вдоль тела,
Сушит перышки скорей. потряхивания
кистями.)
3. Туман
Туман повис клоками в саду и
во дворе.Ребенок сидит на корточках, выполняет
ритмичные удары ребром ладоней и кулачками по полу.
Поймать туман руками решил я
на заре.Ритмично сжимает и разжимает кулаки.
Я взял его ладошкой и
крепко-крепко сжал.Медленно крепко сжимает кулаки
Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал.Выполняет ритмичные прыжки.
Висит туман над речкой и
дышит, как живой,Встает, поднимает руки и качает
ими из стороны в сторону.
Как белая овечка с кудрявой
головой.Смыкает руки над головой.
И маленькие рожки на этой
голове...Показывает «рожки».
Но поутру остались лишь
капли на траве...
Словарь
названия: лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь,
волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, куст, ягода,
клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка,деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина,
ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща,
чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона,
макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки,
цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;
слова-признаки: белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный,
душистый;хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный,
сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый,
нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно- зеленый, желтый,
стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые,
длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
слова-действия: прятаться, наливаться, созревать,
искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать,
осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться,
качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
Грамматический строй
речи
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Тополь — тополек, дуб — дубок,
осина
— осинка (осиночка),береза — березка (березонька),
рябина
— рябинка (рябинушка),ива — ивушка,елка — елочка,
сосна
— сосенка,клен — кленок,яблоня — яблонька,шишка — шишечка,
ветка
— веточка,лист — листик, листок, листочек,лес — лесок,
иголка
— иголочка.
Образование существительных
множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Клен — клены — кленов; тополь тополя — тополей; осина —
осины — осин;дуб — дубы — дубов;липа — липы — лип;
береза — березы — берез;ива — ивы — ив;рябина — рябины —
рябин;
ель — ели — елей;елка — елки — елок;сосна — сбсны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;крона — кроны — крон;
макушка — макушки — макушек;корень — корни — корней;
ствол — стволы — стволов;ветка — ветки — веток;
сук — сучья — сучьев;иголка — иголки — иголок;
лепесток' — лепестки — лепестков;лес — леей — лесов;
чаща — чащи — чащ.
Образование
существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
«Посчитай»
Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое
дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток,
одна
сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
Образование относительных
прилагательных «Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый; ветка
сосны — сосновая;
... рябины — рябиновый; ...
ели — еловая;
... дуба — дубовый; ...
тополя — тополиная;
... сосны — сосновый; ...
осины — осиновая;
... клена — кленовый; ...
липы — липовая.
Образование прилагательного
женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом
"сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое; мебель
(какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Образование относительных
прилагательных «Как назвать лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.
Игра
с мячом «Вот какие повара!» Совершенствование грамматического
строя речи (образование относительных прилагательных, согласование
прилагательных с существительными.Автоматизация произношения и дифференциация
сонорных звуков в игре.]
Лексический строй
речи
Поиск
соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди
растут на — дубе; яблоки растут на — яблоне; круглая шишка на — сосне; длинная шишка
у — ели; грозди рябины растут на — рябине; сережки растут — на березе, ольхе,
иве.
Поиск
соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что
делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ; дерево
... ; крона ... ; почки ... ; корни ... ; ветви ... .
Поиск
соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в
лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
если в
лесу растут сосны и елки — хвойный;
если в
лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
•
Классификация понятий «Четвертый
лишний»
•
Клен, рябина, ель, осина (ель)-,
липа, тополь, ива, яблоня (ива); береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
•
Построение монолога «Опиши дерево
по плану»:
•
как называется дерево;
•
хвойное, лиственное или
фруктовое;
•
как выглядит дерево (ствол,
листья, плоды);
•
в каком лесу растет.
•
Например. В сосновом бору выросла
высокая, стройная, краси¬вая сосна. У нее длинный, прямой, почти совсем голый
ствол. Только вверху растут большие пушистые ветки. На густых пушистых ветках
висят круглые коричневые не очень крупные шишки. Иголки у сосны длинные,
колючие, и растут они парами. Свежий запах сосновой хвои целебен, а ее соком и
настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.
Связная
речь.Чтение детям.
Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро,
красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где
листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев
сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит,
рвет, сверху льет, снизу метет.
1.Под
осинкой у тропинкиКто стоит среди травы?
Ножка
есть, но нет ботинка.Шляпка есть, нет головы.( подосиновик)
2.Из-под елок на пригорок Вышел мальчик ростом с
пальчик.
Он на тучки поглядел,Сразукепочку надел.
Новенькую,
ладную,Цветом шоколадную. (белый гриб)
3. После дождика
подружки Поселились на опушке.
Шляпки
разноцветные,Самые заметные. (сыроежки.)
4.У
девчонки-тонконожки
Ярко-красные
сережки.
Под
листочки загляни-ка, Там краснеет...
ОСИНА
...Хорош
осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва.
Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними
красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами
пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову- Микитову
ПОСЛЕДНИЕ
ЯГОДЫПо И.
Павловой
Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на
кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки
незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них — жесткие блестящие листочки.
ВОЛНУШКАПо В. Зотову
У
какого гриба на шляпке волны? Ну конечно же, у розовой волнушки. Поэтому ее так и назвали. Такие волны бывают, если бросить в
воду камень.
СЪЕДОБЫЕ ГРИБЫ
После дождей опять пошли грибы.
Самый
лучший гриб — это белый,; который вырос в бору. -
Белые грибы — боровики —
толстенькие, плотные крепыши. Шляпки у них темно-каштановые.
И пахнет от них как-то особенно приятно.
По лесным дорогам, среди
низенькой травки, иногда прямо в колее, растут маслята. Они хороши, когда еще
молоды, похожи на клубочек. Хороши, но уж очень слизкие, и всегда к ним
что-нибудь прилипнет: то лист сухой, то травинки.
В том же бору на
лужайках — рыжики. Очень рыжие эти боровые рыжики, издалека увидишь. И много же
их тут! Старые, чуть не с блюдечко, шляпки продырявлены червями, пластинки
позеленели. Лучше всего средние, чуть побольше пятака. Эти крепкие, шляпка у
них посередине вогнута, а по краям подвернута.
Много грибЬв и в еловом
лесу. И белые грибы растут под елками, и рыжики, но тут они другие, чем в бору.
У белых грибов шляпка светлая, желтовая ножка тоньше и выше. А рыжики
раскрашены уже совсем по-дру- гому, чем в бору,— не рыжая у них сверху шляпка,
а синевато-зеленоватая, и по ней кружки, как на пне.
Под березками, осинами —
свои .грибы. Так и /называются'— березовики и подосиновики. Но березовик вырастет
и вдали от березки. А уж подосиновик крепко связан с осиной. Он может расти
только над ее корнями. Красивый гриб подосиновик, стройный, аккуратненький,
шляпка, ножка — все точно выточено.
Н. Павлова
ПОГАНКИ
Поганок тоже после
дождей развелось немало. У съедобных грибов главный — белый. У поганок - -
бледная поганка. Берегитесь ее! В ней содержится самый сильный из грибных
ядов.
Съеденный
кусочек-бледной поганки — сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто
выздоравливает, отравившись этим грибом.
По счастью, узнать бледную поганку
нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у неё будто вылезает из горлышка широкого
горшочка. Говорят, бледную поганку можно спутать с шампиньонами (у обоих
шляпки белые), но у шампиньона ножка, как ножка,никто не подумает, что она
вставлена в горшочек.
Больше всего бледная
поганка походит на мухомор. Ее даже называют иногда белым мухомором. И если нарисовать
ее карандашом, не угадать, мухомор ли это или она. Так же,как у мухомора, на
шляпке белые обрывочки, а на ножке — воротничок.
Есть еще две опасные поганки,
их можно принять за белый гриб. Называют эти ядовитые грибы желчный и
сатанинский.
Отличаются они от белого
гриба тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, как у белого
гриба, а розовая или даже красная. И потом, если разломить шляпку белого гриба,
она останется белой, а разломленные шляпки желчного и сатанинского грибов
вначале покраснеют, потом почернеют.
Н.
Павлова
ГРИБЫ
Грибочек,
грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко!
Разноцветные
поганки . Сами лезут на полянки. Мы обходим стороной,
Нам
не надо ни одной.
Пучеглазый
мухомор Боком сел на косогор. Нам не нужен, мухомор —;
Не
пойдем на косогор!
Полосатые
волнушки Разбежались на опушке, И по шляпке, и по коже
Все
на рыжики похожи,
Только
рыжиково дно Каждой складочкой красно,
А
на донышке волнушки Просто беленькие стружки.
Рядышком
с иголками Рыжики под елками, Не малы, не велики,
И
лежат, как пятаки, Две пригожие синявки
Притаились в мягкой травке,
Их.
увидеть мудрено—. Мы разыщем все равно!
А.
во мху, как,на подушке. Чье-то беленькое ушко, И за ним еще штук пять.
Это
грузди! Надо взять.
Под
осинами на кочке Гриб в малиновом
платочке,
Подосиновиком звать, и его придется взять.
Точно
желтые.; цыплята. Разбрелись; в бору маслята —
Снизу, донышко под пленкой, Сверху масло в.,
коже - тонкой:
Вот
и гриб боровик! И красив он и велик! В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
Солнце
стало ниже сосен, Мы едва корзинку носим...
Начала
спадать жара — Нам домой идти пора.
Есть в осени
первоначальной Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит
как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все —
простор везде;
Лишь паутины тонкий
волос
Блестит
на праздной борозде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий