Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие
силы голоса,дыхания
Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):
•
Легко вдохни через нос (плечи не поднимай) и, выдыхая воздух через рот,
длительно подуй на осенние листья (щеки не надувай).
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять
через стороны вверх,
ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх,
задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со
звуком А, руки в такт выдоху опускаются
вниз через стороны.
2. « Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью
ладонями вперед, губы и зубы
сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы,
одновременно развести руки в стороны
и произнести длительно, протяжно звук И.
•
«Болтушка» — рот широко
раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими
движениями, также вперед-назад двигаются
мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
5. «Щелканье»
(«Цоканье») языком — прямые
руки подняты верх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала
кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
6.,Выполни упражнение «Дерево» (5-7 раз):
•
Встань ровно, крепко прижми ступни к полу - это
корни, подними руки вверх - это
ветки дерева. Напряги пальцы - это листья. Считай до 5. Брось, расслабив руки. Расслабь ноги. Расслабь все тел
ветки дерева. Напряги пальцы - это листья. Считай до 5. Брось, расслабив руки. Расслабь ноги. Расслабь все тел
3.Сделай
дыхательную гимнастику (5-7 раз):
•
Понюхай апельсин: сделай легкий вдох, плечи не поднимай, а выдыхая, скажи: «Ах!
Какой душистый апельсин!»
Упражнения на
развитие мелкой моторики
1.Сжимать мягкий
поролоновый мячик между ладонями (диаметр мячика 3 - 4 см).
2.Мягкий
поролоновый или резиновый мячик сжимать
большим и поочередно
остальными пальцами сначала ведущей (правой), затем левой руки.
3.В коробку с фасолью или крупой поместить несколько мелких игрушек, предварительно
показанных ребенку.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.
4.Пальчиковая гимнастика. «Ножницы» — выполняются в традиционной манере с дополнительным
изменением по команде положения рук:«Вверх; в стороны; к груди;
вниз; правая вверх —
левая вниз; левая в сторону —
правая вверх и т. п.».
5.Упражнение с массажным мячиком.- зажать мячик сначала в
правой руке и представить, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.
Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаюРаскрываем ладонь.
И ладошками катаю.Катаем мячик между ладонями.
|
Фонематические процессы, звуковой анализ
- Отгадывание по артикуляционной позе звуков А,У.
2.Произнесение,
сопоставление, характеристика
звуков А,У.
3.Различение на
слух звуков А-У:
а) в
звуковом ряду: а, у,
у, а, и, у, а, э…( один ряд –
команда хлопает на звукА,
другой ряд – на У);
б) в
слоговом ряду: ах,
ух, ум, ам, ак…;
в) в
ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка,
угол, артист, авиация, уксус, узор, азбука, ужи, утро…
2.
Различение
звуков А- У в
произношении:
а) проговаривание слов
по предметным картинкам;
б) отбор
картинок на звукУ;
в) на
звук А.
( дети уносят
картинки на столы,
переворачивают после установки на
запоминание.)
3.
Воспроизведение
звуковых рядов из 3
гласных:
ауаауууауаауууауаа
4.
Анализ звукового
ряда из 3
гласных:
а) назови
первый звук;
б) назови
последний звук;
в) сосчитай
звуки.
5.
Упражнение
с магнитной и
разрезными азбуками - « Выложи
буквы ».
6.
Печатание
звуковых рядов под
диктовку:
Ау уааууаауауауааууауау
7.
Игра « Телефон » -
вспомни и назови
свою картинку с
использованием
цифровой карточки 1( на
доске ). Упражнение в
различении и употреблении
рода имен сущ- х.
Словарь
Существительные: огурец, помидор ( томат), картофель, свекла, морковь, лук,
репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень,
петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни,
плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок,
ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка,
полив;Прилагательные: красный,
зеленый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький,
соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой,
маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший,
душистый, ароматный, сочный, овощной;
Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать,
собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить,
тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить,
консервировать, мариновать, сушить
Грамматический строй
речи
Игра
« Мы считаем »
Раз,
два, три , четыре, пять –
Все умеем
мы считать.
Принесли из
магазина
Мы огромную
корзину.
В
ней много разных
овощей,
Посчитай
– ка их
сумей.
Ребенок передает овощ
стоящему рядом.
-
Один огурец.
Второй ребенок
отдает огурец следующему.
-
Два огурца.
Счет
ведется до пяти
или десяти с
каждым овощем.
Образование относительных
прилагательных « Назови , какой, какая ? »
Сок
из помидоров - томатный,
… огурцов -
огуречный,
… моркови – морковный,
… капусты – капустный,
… свёклы – свекольный;
грядка
с огурцами - огуречная,
… морковью -
морковная,
… картофелем -
картофельная,
… кабачками -
кабачковая,
… тыквой -
тыквенная.Потренируйте ребенка в
передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан,
пер-сик,гра-нат.
Лексический строй
речи
1. Поправь Незнайку:
• Мама
выжимать абрикосовая сок.
• Дедушка
варить виноградный варенье.
• Петя
готовить банановый пюре.
• Катя
печь пирожки с вишневым начинкой.
Повар варить грушевая компот.Поиск антонима
« Скажи наоборот »
Кабачок
большой , а огурец
- маленький,
Картофель
крупный, а редис - …
(мелкий),
Перец
внутри пустой, а морковь - .. ( полная ),
Помидор мягкий,
а огурец - … ( твердый).
Поиск
соответствующего понятия « Беседа
об овощах »
Что это? (
Название овоща) Где
растет? ( В огороде, на грядке. )
Какие
овощи растут в
земле, на земле, на кустах?
Какие
овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?
Какой
овощ на вкус? Какой
формы? Какого цвета? Какой овощ
на ощупь?
Что
можно из него
приготовить?
Поиск
соответствующего глагола «
Убираем урожай »
- Как убирают
этот овощ?
морковь,
свеклу, репу, редис - … ( дергают) .
огурцы,
помидоры, горох - … ( срывают) .
капусту -
… (срезают) .
картофель
- … ( выкапывают) .
Классификация
понятий « Какие слова
обозначают овощи ? »
лук, репа, подорожник, крапива ( лук, репа);
чеснок, редис, роза, смородина ( чеснок, редис);
кабачки ,огурцы, клубника, картофель ( кабачки,
огурцы, картофель);
ромашка, перец, патиссон, малина ( перец,
патиссон).
Игра « Повар
» ( поиск соответствующего понятия)
Назови
блюда, которые можно приготовить
из разных овощей.
Я положу
в борщ - …
Я положу
в щи - …
Я положу
в суп -…
Игра «
Ты на
грядке их ищи»
Мы знаем
много разных овощей, Дети
становятся в круг.
Все хороши
они для супа
и для щей.
Картофель,
свекла ,лук , горох,
Ведущий дотрагивается до
Капуста,
помидор, морковь – это овощи. детей « волшебной палочкой» ,
Ты на
грядке их ищи.
а они называют
по очереди
тот или
иной овощ.
Связная
речь
Скороговорка
Груша, девочка мала, Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом, Груша грушам рада.
Выучите с ребенком
стихотворение. Следите за правильностью
звукопроизношения и выразительностью речи.
НАШ САД
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем.
У. Рашид
Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок», рассказа К.Ушинского «История одной яблоньки», рассказа Л. Толстого «Старик сажал яблони...»
Прочитайте
рассказ Л.Толстого «Косточка».
Выясните, что они думают о поступке мальчика
Выясните, что они думают о поступке мальчика
Комментариев нет:
Отправить комментарий