суббота, 7 апреля 2018 г.

9.04.2018 – 13.04.2018 – темы недели: Звуки и буквы Р-Л. Звуки р’-л’.Космос.Моя планета.



Артикуляционная  гимнастика
Упражнение «ПРОГУЛКА ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»
    рот приоткрой;
    кончик языка подними к середине верхней   губы;
    кончик языка опусти к середине нижней   губы;
    кончиком языка прикоснись к правому  уголку рта;
    кончиком языка прикоснись к левому угол­ку рта.
И дальше:
    кончиком языка прикоснись к середине верхних зубов;

    кончиком языка прикоснись к середине нижних зубов;

     язык упри в правую щёку (посмотри в зер­кало — будто у тебя там орешек    прячется,правда?);
     язык упри в левую щёку (и орешек пере­местился!);
     кончиком языка прикоснись к бугорочкам-альвеолам и погладь их (язычок двигается  из стороны в сторону);
     кончиком языка прикоснись к нижним  бугорочкам и погладь их;
     кончик языка упри в правую щёку и пово­ди им (как будто орешек перекатывается  за щекой);
     кончик языка упри в левую щёку и пово­ди им (как будто орешек за этой щекой пе­рекатывается) .

Упражнения  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики

По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два- Венера, три – Земля,
четыре – Марс.Пять- Юпитер, шесть –Сатурн,
 семь – Уран,за ним – Нептун.Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом и девятая планета под названием – Плутон.

2.Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с двжением. Развитие творческого воображения.]
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. Маршируют по кругу.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь!Бегут по кругу на носочках
Фонематические  процессы, звуковой  анализ
Сравнение звуков [р], [рь] [л], [ль] (с. 62).
  Ракета летит: Р-р-р! Рь-рь-рь! Расскажите, какие это звуки?
  Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Как гу­дит маленький самолет? Расскажите, какие это звуки?
   сравнить звуки [р],[рь] [л], [ль].
Детисравниваютпроизношениезвуковпосхемеанализаарти­куляциизвуков.
3. Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] на слух ив произношении.
а)    Выделение звуков из состава слова.
—Услышите в слове звуки [р] ([рь]) — изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью) и произнесите [р] ([рь]), а услышите звуки [л] ([ль]) — разведите руки в стороны, изображая крылья са­молета, и произнесите [л] ([ль]).
  Мы составили маршрут путешествия. Плотно упако­вали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэ­ропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон само­лета, заняли свои места и полетели.

б)    Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль]в слогах.
Путешествуем с друзьями
Над таежными лесами ...
  Какие деревья мы видим в таежном лесу? (Хвойные: сосна, ель, кедр, пихта.)
Пролетая над лесами,
Мы сыграем в «ЭХО».
Слоги дружно повторим,
Чисто, без помехи.
ла—ра—ра — ла
ро ло ро ло
ру — ло — ру — ло
в)    Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль]в словах.
Пролетаем мы с друзьями
Над большими городами ...
   В городе на площади Р — Лидет народное гулянье с играми и плясками, это — веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь],[л], [ль]. Назовите их.
  После карнавала на площади Р Л начнется празд­ничное шествие по улицам города: Р и Л.
  Прислушайтесь к именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л? А кто останется веселиться на площади Р Л?
5. Дифференциация Р Л при чтении и на письме
а)                Пролетаем с друзьями
                   Над высокими горами...
На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое слово получится?
На второй горе в словах есть буква Р и Л. Произнеси­те каждое слово отчетливо три раза.
На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?
б)                           Пролетаем мы с друзьями
Над широкою рекой ...
  Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул ветерок и на реке появились мелкие волны — рябь. Прочитайте предложение о реке. Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением.
Грамота
Письмо предложений: Река текла. Рябина росла.У реки росла рябина.
Составление схем предложений и звуко-слоговой анализ слов.
Словарь
существительные: космос,космонавт,космодром,звезда,астра,астронавт,астроном,астероид,орбита,путь,траектория, ракета, корабль (косми­ческий), станция (орбитальная),МКС, спутник, полет; взлет, по­садка, старт, приземление, скафандр, шлем.
  прилагательные: первый, космический, орбитальный;
глаголы: осваивать, запускать, летать.
Лексико-грамматический  строй  речи
1.Игра «Кто это?» -подбор и название предметов к действию.
2.Игра «Подбери признак»: кос­монавт (какой?) — ....подбор признаков к предметамСмелый — отважный, бесстрашный и т.п.
Умный — образованный, грамотный, талантливый, находчивый, разумный, понятливый и т.п. Волевой — сильный, целеустремленный, целенаправленный и т.д. Здоровый — сильный, тренированный, крепкий, закаленный и т.д.
3.Подобрать родственные слова к слову космос(космический, космонавт,космодром).
4. Упражнение«Добавьте нужное слово».Предложить детям подобрать нужное слово (полетел, облетел, при­летел) и повторить все предложение:
        Юрий Гагарин на ракете в космос ...
        Вокруг Земли ...
        Обратно на Землю ...
5.Упражнение«Космодром»-согласование числительных 1—20 с существи­тельными.
        Сколько ракет подготовлены к полету в космос?
        Сколько космонавтов готовятся к полету в космос?
6. Упражнение«Подбери  нужное   слово». подобрать синонимы:
Смелый — отважный, бесстрашный и т.п.
Умный — образованный, грамотный, талантливый, находчивый, разумный, понятливый и т.п. Волевой — сильный, целеустремленный, целенаправленный и т.д. Здоровый — сильный, тренированный, крепкий, закаленный и т.д.
7.Упражнение«Закончи предложения».
Космический корабль - это аппарат, в котором ...
Космонавт — это человек, который ...
Космодром — это площадка, с которой ...
Космонавтика — это наука, которая ...
Скафандр - это одежда, которую ...
Луноход — это аппарат, который ...
Связная  речь
Текст для ознакомления и частичного пересказа:Вокруг Солнца движутся девять больших пла­нет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Каждая из планет движется вокруг Солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.
Есть и малые планеты-невидимки. Их больше всего между Марсом и Юпитером.
Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет Солнечную систему.
В Солнечной системе люди живут только на Зем­ле. На других планетах нет живых существ.
Еще в древности люди заметили несколько све­тил, блуждающих среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не светят собствен­ным светом, как звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает Солнце. На первый взгляд они похожи на яркие звезды, но планеты не мер­цают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.
На протяжении многих веков люди изучали пла­неты невооруженным глазом, потом с помощью те­лескопа — зрительной трубы с увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают с помощью авто­матических межпланетных станций. Они подлета­ют к планетам и с близкого расстояния фотографи­руют поверхность планеты.
Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг Земли и на спутник Земли — Луну.

Есть одна планета-сад
в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги  свою   планету
Ведь другой, похожей   нету!




Комментариев нет:

Отправить комментарий