Артикуляционная гимнастика
Упражнение
«ПРОГУЛКА ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»
•
рот приоткрой;
•
кончик языка подними к середине верхней губы;
•
кончик языка опусти к середине нижней губы;
•
кончиком языка прикоснись к правому уголку рта;
•
кончиком языка прикоснись к левому уголку рта.
И дальше:
•
кончиком языка прикоснись к середине верхних зубов;
•
кончиком языка прикоснись к середине нижних зубов;
•
язык
упри в правую щёку (посмотри в зеркало — будто у тебя там орешек прячется,правда?);
•
язык упри в левую щёку (и орешек переместился!);
•
кончиком языка прикоснись к бугорочкам-альвеолам и погладь их (язычок двигается
из стороны в сторону);
•
кончиком языка прикоснись к нижним бугорочкам и
погладь их;
•
кончик языка упри в правую щёку и поводи им (как будто орешек перекатывается
за щекой);
•
кончик языка упри в левую щёку и поводи им (как будто орешек за этой щекой перекатывается)
.
Упражнения на развитие
общей и мелкой
моторики
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два- Венера, три – Земля,
четыре – Марс.Пять- Юпитер, шесть –Сатурн,
семь – Уран,за ним –
Нептун.Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом и девятая планета под названием – Плутон.
2.Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с двжением.
Развитие творческого воображения.]
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем
на ракете. Маршируют
по кругу.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз,
два, потянись. Вновь
тянутся вверх.
Вот
летит ракета ввысь!Бегут по кругу на
носочках
Фонематические процессы, звуковой анализ
Сравнение
звуков [р], [рь] — [л], [ль] (с. 62).
— Ракета летит: Р-р-р!
Рь-рь-рь! Расскажите, какие это звуки?
— Летят самолеты.
Как гудит большой самолет? Как гудит маленький самолет? Расскажите, какие это
звуки?
— сравнить звуки [р],[рь] — [л], [ль].
Детисравниваютпроизношениезвуковпосхемеанализаартикуляциизвуков.
3.
Дифференциация звуков [р], [рь] —
[л], [ль] на слух ив произношении.
а) Выделение звуков из состава слова.
—Услышите в
слове звуки [р] ([рь]) — изобразите мотор (вращательные движения руками
перед грудью) и произнесите [р] ([рь]), а услышите звуки [л] ([ль]) —
разведите руки в стороны, изображая крылья самолета, и произнесите [л]
([ль]).
— Мы составили маршрут путешествия. Плотно упаковали
рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэропорт. Купили билеты.
Поднялись по трапу в салон самолета, заняли свои места и полетели.
б) Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль]в слогах.
Путешествуем с
друзьями
Над таежными
лесами ...
— Какие деревья мы видим в таежном лесу? (Хвойные:
сосна, ель, кедр, пихта.)
Пролетая над
лесами,
Мы сыграем в
«ЭХО».
Слоги дружно
повторим,
Чисто, без
помехи.
ла—ра—ра — ла
ро —
ло — ро — ло
ру — ло — ру —
ло
в) Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль]в словах.
Пролетаем мы с
друзьями
Над большими
городами ...
— В городе на площади Р — Лидет народное гулянье с играми и плясками, это —
веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь],[л], [ль]. Назовите
их.
— После карнавала
на площади Р — Л начнется праздничное шествие по улицам города: Р
и Л.
— Прислушайтесь к
именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л?
А кто останется веселиться на площади Р — Л?
5.
Дифференциация Р —
Л при чтении и на письме
а) Пролетаем с друзьями
Над высокими горами...
— На первой горе прочитайте слова и
замените букву Л на Р. Какое слово получится?
— На второй горе в словах есть
буква Р и Л. Произнесите
каждое слово отчетливо три раза.
— На третьей горе в словах
пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?
б) Пролетаем мы с
друзьями
Над широкою рекой ...
Над широкою рекой ...
— Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул
ветерок и на реке появились мелкие волны — рябь. Прочитайте предложение о реке.
Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением.
Грамота
Письмо предложений: Река текла. Рябина
росла.У реки росла рябина.
Составление схем предложений и звуко-слоговой анализ слов.
Словарь
существительные: космос,космонавт,космодром,звезда,астра,астронавт,астроном,астероид,орбита,путь,траектория,
ракета, корабль (космический),
станция (орбитальная),МКС, спутник, полет; взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
— прилагательные: первый, космический, орбитальный;
глаголы: осваивать, запускать, летать.
Лексико-грамматический строй
речи
1.Игра «Кто это?» -подбор и название предметов к действию.
2.Игра «Подбери
признак»: космонавт (какой?) — ....подбор признаков к предметамСмелый — отважный, бесстрашный и т.п.
Умный — образованный, грамотный, талантливый,
находчивый, разумный, понятливый и т.п. Волевой — сильный, целеустремленный,
целенаправленный и т.д. Здоровый — сильный, тренированный, крепкий, закаленный
и т.д.
3.Подобрать родственные слова к слову космос(космический, космонавт,космодром).
4. Упражнение«Добавьте
нужное слово».Предложить детям подобрать нужное слово
(полетел, облетел, прилетел) и повторить все предложение:
—
Юрий Гагарин на
ракете в космос ...
—
Вокруг Земли ...
—
Обратно на Землю
...
5.Упражнение«Космодром»-согласование
числительных 1—20 с существительными.
—
Сколько ракет
подготовлены к полету в космос?
—
Сколько
космонавтов готовятся к полету в космос?
6.
Упражнение«Подбери нужное
слово». подобрать синонимы:
Смелый — отважный,
бесстрашный и т.п.
Умный — образованный, грамотный, талантливый,
находчивый, разумный, понятливый и т.п. Волевой — сильный, целеустремленный,
целенаправленный и т.д. Здоровый — сильный, тренированный, крепкий, закаленный
и т.д.
7.Упражнение«Закончи
предложения».
Космический
корабль - это аппарат, в котором ...
Космонавт
— это человек, который ...
Космодром
— это площадка, с которой ...
Космонавтика
— это наука, которая ...
Скафандр
- это одежда, которую ...
Луноход
— это аппарат, который ...
Связная речь
Текст
для ознакомления и частичного пересказа:Вокруг
Солнца движутся девять больших планет:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Каждая из планет движется вокруг Солнца по своему пути.
Этот путь называется орбита.
Есть и малые планеты-невидимки. Их больше всего между
Марсом и Юпитером.
Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет
Солнечную систему.
В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других
планетах нет живых существ.
Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих
среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не светят собственным светом, как
звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает Солнце. На первый взгляд они похожи на
яркие звезды, но планеты не мерцают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В
бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.
На протяжении многих веков люди изучали планеты
невооруженным глазом, потом с помощью телескопа — зрительной трубы с
увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают с помощью автоматических
межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют
поверхность планеты.
Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг
Земли и на спутник Земли — Луну.
Есть одна планета-сад
в этом космосе
холодном.
Только здесь
леса шумят,
Птиц скликая
перелетных,
Лишь на ней
одной цветут
ландыши в траве
зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят
удивленно…
Береги свою планету —
Ведь другой,
похожей нету!
Комментариев нет:
Отправить комментарий