—первые приметы весны в природе;
—что произошло со снегом, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность
дня и ночи ,как весной изменились реки;
дня и ночи ,как весной изменились реки;
—как выглядят деревья и трава весной;
—как животные и птицы встречают весну;
—чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
—что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексико-грамматический
строй речи
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»
Солнышко
(какое?) — яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое,
большое, радостное, нежное ...
травка (какая?) —
молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная
... .
Поиск
соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»
Трава (что
делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует ... ;
солнце, сосульки, ручей, почки, птицы, деревья.
Грамматический строй речи
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательным
суффиксом «Назови ласково»
Проталина
— проталинка, лужа — лужица,
ручей — ручеек, льдина — льдинка,
гнездо — гнездышко, почка — почечка,
лист — листочек, трава
— травка, травушка,
поле — полюшко, солнце —
солнышко,
луч — лучик, пень —
пенек, весна — веснушка,
огород — огородик, луг — лужок,
облако — облачко, дерево —
деревце.
Образование
существительных множественного числа в родительном
падеже «Один — много»
Месяц — месяцев,
весна — весен,
проталина — проталин,
лужа — луж,
ручей —
ручьев,
льдина — льдин,
птица — птиц, гнездо — гнезд,
почка —
почек, листья — листьев,
трава — трав,
подснежник — подснежников,
поле — полей,
сад — садов,
грядка — грядок,
луч — лучей,
сосулька — сосулек,
дерево — деревьев.
Образование
существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Один ручей — два ручья — пять ручьев,
один говорливый ручей
— два говорливых ручья — пять говорливых
ручьев,
одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,
одна блестящая
сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих
сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.
Образование существительных
множественного числа:
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья).
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).
Образование
прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний":
День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.
Так же со словами:
дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
Материал для запоминания «Весна»
Дни
заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше,
греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов.
Снег потемнел, набух и осел, и
образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели
весенние ручейки. По ночам небольшие
лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед
таял.
На
крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего
солнца плакали горькими слезами, провожая зиму.
Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот
лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко
чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края
прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к родным
гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».
Весна Ф.Тютчев
Зима недаром
злится, прошла ее пора –
Весна в
окно стучится и
гонит со двора.
И
все засуетилось, все нудит
зиму вон –
И
жаворонки в небе
уж подняли трезвон.
Зима еще
хлопочет и на
весну ворчит.
Та ей
в глаза хохочет
и пуще лишь
шумит.
Взбесилась ведьма злая
и , снегу захватя,
Пустила , убегая, в
прекрасное дитя.
Весне и
горя мало: умылася в снегу
И лишь
румяней стала наперекор
врагу.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий