понедельник, 23 марта 2015 г.

23.03 - 27.03.2015 - тема недели "Весна"



первые приметы весны в природе;
что произошло со снегом, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность
дня и ночи ,как весной изменились реки;
как выглядят деревья и трава весной;
как животные и птицы встречают весну;
чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексико-грамматический строй речи
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными, «Назови, какое, какая?»
Солнышко (какое?) — яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...
травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вя­нет, желтеет, радует ... ;
солнце, сосульки, ручей, почки, птицы, деревья.

Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»
Проталина — проталинка, лужа — лужица,
 ручей — ручеек, льдина — льдинка,
 гнездо — гнездышко, почка — почечка,
лист — листочек, трава — травка, травушка,
 поле — полюшко, солнце — солнышко,
луч — лучик, пень — пенек, весна — веснушка,
огород — огородик, луг — лужок,
облако — облачко, дерево — деревце.
Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много»
Месяц — месяцев,
весна — весен,
проталина — проталин,
 лужа — луж,
 ручей — ручьев,
 льдина — льдин,
 птица — птиц, гнездо — гнезд,
 почка — почек, листья — листьев,
трава — трав,
подснежник — подснежников,
поле — полей,
сад — садов,
грядка — грядок,
луч — лучей,
сосулька — сосулек,
дерево — деревьев.
Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»

Один ручей — два ручья — пять ручьев,
один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говор­ливых ручьев,
одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,
одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.

Образование существительных множественного числа:
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда).
 На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья).
 На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).
Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний":

День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.


Материал для запоминания «Весна»
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По по­лям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ру­чейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрач­ной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.
На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В возду­хе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело привет­ствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род­ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».




Весна                  Ф.Тютчев
Зима  недаром  злится, прошла  ее  пора –
Весна  в  окно  стучится  и  гонит  со  двора.
         И  все  засуетилось, все  нудит  зиму  вон –
          И  жаворонки  в  небе  уж  подняли  трезвон.
Зима  еще  хлопочет   и  на  весну  ворчит.
Та  ей  в  глаза  хохочет  и  пуще  лишь  шумит.
         Взбесилась ведьма  злая  и , снегу  захватя,
          Пустила , убегая,  в  прекрасное  дитя.
Весне  и  горя  мало: умылася  в снегу
И  лишь  румяней  стала  наперекор  врагу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий