Артикуляционная гимнастика.Упражнения на
развитие силы голоса,дыхания.
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох
через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести
вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх,
задержав дыхание.
Медленный
глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через
стороны.
2. « Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть
разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и
произнести длительно, протяжно звук И.
3.
«Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые
руки подняты вверх.
Одновременно
с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями,
также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не
сгибать).
5. «Щелканье» («Цоканье») языком —
прямые руки подняты верх
над головой.
По команде
одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала
кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
6. «Коготки»,
7. «Ножницы» —
выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по
команде положения рук:
«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх
— левая вниз; левая в сторону — правая вверх и т. п.».
8. Игра «Хлоп — топ».
Услышав звук А— хлопнуть в ладоши,У-топнуть
ногой.
Упражнения на
развитие мелкой моторики
1.Сжимать
мягкий поролоновый мячик между ладонями (диаметр мячика 3 - 4 см).
2.Мягкий
поролоновый или резиновый мячик сжимать
большим и поочередно остальными пальцами сначала ведущей
(правой), затем левой руки.
В коробку с фасолью или крупой
поместить несколько мелких игрушек, предварительно показанных
ребенку.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.
3.Пальчиковая
гимнастика.
Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Раздается
в доме стук. Хватательные движения
руками.
Мы капусту нарубили, Удары обеими
ладонями по столу.
Перетерли, Посолили Указательный
и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку.
Все теперь у
нас в порядке Отряхнуть ладони друг о друга.
4. Пальчиковая гимнастика
« У Лариски - две редиски »
У Лариски -
две редиски. ( по очереди разгибают
пальчики
У Алешки
две картошки из кулачка,.
У Сережки
- сорванца начиная с
большого. сначала на одной,
Два зеленых
огурца
затем на
А у Вовки
две морковки.
Да еще у
Петьки
обеих руках)
Две
хвостатых редьки.
Координация слов
с движением, работа над
темпом и ритмом
речи
Игра «
Овощи»
Как-то
вечером на грядке
Репа, свекла,
редька, лук
Поиграть
решили в прятки,
Но
сначала встали в
круг.
Рассчитались
четко тут же:
Раз, два. Три. Четыре, пять.
Прячься
лучше, прячься глубже,
Ну а ты
иди искать.
Фонематические процессы, звуковой анализ
Какой это звук? Звук У —
гласный.
- Почему
он гласный?
Какой еще знаете гласный?
Какой еще знаете гласный?
1. Игра "Отгадай слово" (пропущен
первый гласный А или У): . хо,. втомат,. тка,. нтенна,. льбом,. тюг,.
мывальник,. дав,. мник, . така,. втомобиль,. литка.
2. Анализ звукового
ряда из двух гласных — игры: "Отгадай, сколько произнесу звуков",
"Отгадай и назови звуки":
ау уа аи
ИА иу уи
ао оа
Грамматический строй
речи
Образование существительных с
уменьшительно – ласкательными
суффиксами в единственном
и множественном числе « Назови ласково »
Огурец – огурчик – огурчики,
Помидор –
помидорчик – помидорчики,
Картофель –
картошечка – картошечки,
Баклажан – баклажанчик –
баклажанчики,
Перец –
перчик – перчики,
Тыква –
тыковка ( тыквочка) – тыковки,
Редис –
редисочка – редисочки,
Морковь –
морковка ( морковочка) – морковки,
Свекла –
свеколка ( свеколочка) – свеколки,
Лук (
луковица) – лучок ( луковичка) – луковички,
Репа –
репка ( репочка) – репки,
Чеснок –
чесночок – чесночки,
Петрушка –
петрушечка – петрушечки,
Укроп –
укропчик - укропчики,
Капуста –
капусточка – капусточки,
Фасоль –
фасолинка – фасолинки.
Образование множественного числа
существительных в именительном
и родительном падежах
« Один – много »
помидор – помидоры -
помидоров,
картофель - Картофель -
много картофеля ( картошки),
баклажан – баклажаны –
баклажанов,
перец _ перцы – перцев,
кабачок – кабачки – кабачков,
тыква – тыквы – тыкв,
морковь – моркови – моркови,
свёкла- свёклы – много свёкл (свёкл – в значении« много штук » ),
чеснок – чеснок - много
чеснока,
петрушка – петрушка - много
петрушки.
Игра « Мы считаем »
Раз, два, три , четыре, пять –
Все умеем
мы считать.
Принесли из
магазина
Мы огромную
корзину.
В ней много
разных овощей,
Посчитай – ка их
сумей.
Ребенок передает овощ
стоящему рядом.
- Один огурец.
Второй ребенок
отдает огурец следующему.
- Два огурца.
Счет
ведется до пяти или десяти
с каждым овощем.
Образование относительных
прилагательных « Назови , какой, какая ? »
Сок из помидоров
-
томатный,
… огурцов -
огуречный,
… моркови – морковный,
… капусты – капустный,
… свёклы – свекольный;
грядка
с огурцами - огуречная,
… морковью -
морковная,
… картофелем -
картофельная,
… кабачками -
кабачковая,
… тыквой -
тыквенная.
Лексический строй
речи
Поиск антонима
« Скажи наоборот »
Кабачок большой
, а огурец -
маленький,
Картофель крупный, а
редис - … (мелкий),
Перец внутри
пустой, а морковь - .. ( полная
),
Помидор мягкий, а
огурец - … ( твердый).
Поиск соответствующего понятия
« Беседа об овощах »
Что это? ( Название овоща)
Где растет? ( В огороде, на
грядке. )
Какие овощи
растут в земле, на
земле, на кустах?
Какие овощи
можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?
Какой овощ
на вкус? Какой формы? Какого
цвета? Какой овощ на
ощупь?
Что можно
из него приготовить?
Поиск соответствующего глагола « Убираем урожай »
- Как
убирают этот овощ?
морковь, свеклу, репу, редис - … (
дергают) .
огурцы, помидоры, горох - … ( срывают) .
капусту - … (срезают) .
картофель - … ( выкапывают) .
Классификация понятий
« Какие слова обозначают
овощи ? »
лук, репа, подорожник,
крапива ( лук, репа);
чеснок, редис, роза, смородина (
чеснок, редис);
кабачки ,огурцы, клубника,
картофель ( кабачки, огурцы, картофель);
ромашка, перец, патиссон, малина
( перец, патиссон).
Игра « Повар »
( поиск соответствующего понятия)
Назови блюда,
которые можно приготовить
из разных овощей.
Я
положу в борщ - …
Я
положу в щи - …
Я
положу в суп -…
Игра «
Ты на
грядке их ищи»
Мы знаем
много разных овощей, Дети
становятся в круг.
Все хороши
они для супа
и для щей.
Картофель, свекла ,лук , горох, Ведущий дотрагивается
до
Капуста, помидор, морковь – это
овощи. детей « волшебной па
лочкой» ,
Ты на
грядке их ищи. а они называют
по очереди
тот или иной овощ.
Связная речь
Составление описательного
рассказа по плану.
Н-р:• Это помидор. Помидор
— это овощ. Он растет в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий,
сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, выжать сок, пасту, можно положить его в борщ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий