Развитие общих речевых
навыков
1.Упражнениядлягуб:1. Чередование«УЛЫБКИ»и«ТРУ БОЧКИ»
2.Длительное произнесение на
одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.
3..Произнесение на одном выдохе сочетаний слогов со сменой
ударения: то-то-то то-то-то то-то-то
4.Проговаривание
скороговорок, увеличивая темп речи:
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
|
Паук под
потолком, платок под колпаком.
Развитие общей
и мелкой моторики
1.Подвижная игра
«Пограничник». [Координация речи
с движением.]
Тропинки лесные, Пахучие травы. За темным оврагом
Простор полевой. Маршируют по
кругу друг за другом.
Вечерней порою В дозор от заставыИдет пограничник,
Страны часовой
Останавливаются,
прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты. Вновь
маршируют по кругу.
2.Выложить из спичек фигуру по образцу:
Самолет я
в небе чистом увидал.
Жалко, я ни разу на нем не летал.
Лодка с парусом плывет, путешествовать зовет.
Машина по улицам мчится, из-под колес пыль
клубится.
Пароход
большой плывет, капитан его ведет.
Танк на войне — боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
3Подвижная игра
«Капитан».[Координация речи с
движением.Развитие творческого воображения.] А. Барто
Матросская шапка,Веревка в руке. Маршируют
по кругу друг за другом.
Тяну я кораблик По быстрой реке. Маршируют
в обратном направлении
И скачут
лягушки За мной по пятам, Выполняют прыжки, сидя на корточках.
И просят меня: «Прокати, капитан!»Поднимаются,
«отдают честь»
Работа над
звуком
Звуки
П-Т-К
Выделение
последнего глухого согласного в словах.
Анализ
и синтез обратного слога типа ИК, АТ, УП.
Преобразование
обратных слогов в прямые, составление схем. Воспроизведение слоговых рядов
типа ПА, ТА, КА.
Анализ
обратного слога.
Выделение
последнего согласного из слов типа МАК,
КОТ.
|
Деление слов на слоги
Фонематические процессы, звуковой анализ
1. Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребенок слушает
и называет слово, которое отличается от остальных по своему звуковому составу:
винт — винт — бинт — винт; минута — минута —
монета — минута; билет — балет — балет — балет; буфет — буфет —
букет — буфет; дудка — будка — дудка — дудка.
2. Дидактическое
упражнение «Хлопни на два (три, четыре...) раза меньше (больше), чем я».
Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом закрывает глаза) и
предлагает ребенку хлопнуть на два (три, четыре...) раза больше (меньше), чем
сделал это взрослый.
3. Дифференциация звуков [П] — [Т] — [К].
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Му-му-му, молока кому? (Корова)
Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)
Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко
застлала. (Туча)
4.Вспоминаем артикуляцию звуков [П], [Т], [К],
характеристики и обозначение
5. Дидактическое упражнение «Закончи слово». Взрослый
произносит начало слова, а ребенок договаривает только последний его звук
(слог).
П, Т, К: самоле...,
со..., су..., ма..., като..., бан..., бин..., вено..., лиф..., биле...,
бале..., вени...;
КА, ТА, ПА: поч...,
мар..., пар..., ли..., кас..., рубаш...
6. Подобрать слова к первому слогу:
ПА: -ра, -роход,
-ром,... ПУ: -ля, -шок,... ПЫ: -лить, -тать,... ПО: -ля, -сох,...
КА: -тя, -ша,...
КУ: -рить, -рица,...
КО: -ля, сы,...
ТА: -ня, -ся,...
ТУ: -кан, -есок,...
ТО: -ля, -ня,...
7. Повторить за взрослым серии слогов:па-па-та, па-та-па, та-па-па, та-па-та...; ка-та-ка, та-ка-ка,
та-ка-та, ка-та-та...; па-та-ка, ка-та-па, па-ка-та, та-па-ка...;
кта-кто-кгу-кты; акт-окт-укт-икг...; пта-пто-пту-пты; апт-опт-упт-ипт...
8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [К], затем — звук [П], потом — звук [Т], разделить слова на
слоги, определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку
и синий кружок). Придумать с каждым словом предложение.
9. Заменить звук [К]
на звук [Т] в словах. Какие слова получатся? Составить предложения с каждой
парой слов:
Коля — Толя, как —
..., комик — ..., копить — ..., кочка — ..., кучка — ..., качка — ...; рок —
рот, ток — ..., бок — ..., брак — ..., мак — ...
10. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П], [Т],
[К]):
коса, торшер,
крыша, крыса; труба, трусы, ковер, троллейбус;
паром, пар, Толя, пруды; троллейбус, трамвай, прыгун, трус.
11. Назвать первый и последний звук в словах:кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт,
потолок, топот, капот, котенок, тростник.
12. Самостоятельно подобрать слова со звуками [П], [Т], [К],
разделить их на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово.
Грамота
Обводка
контуров букв А
У И М
Н К Т П;
штриховка. Чтение слогов,слов.Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание,
зрительный диктант.
Чтение
предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:
Кто тут? Тут Тима.
|
Словарь
названия:
танкист, летчик, моряк,
вертолетчик, десантник, пограничник,
пехотинец, артиллерист, ракетчик, пулеметчик, кавалерист, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, ракета,
вертолет, самолет, катер, корабль, орудие, ружье, пулемет, пушка, пистолет,
разведка, дозор, граница, парашют,
кавалерия, каска, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, космос, Родина, Россия, Отчизна, Русь, Отечество,
Москва, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость;
признаки:
смелый, храбрый, бесстрашный,
доблестный, мужественный,
военный, трудная, почетная, опасная, героический, отважный, нужный, необходимый, внимательный, заботливый,
ловкий, сильный;
|
действия: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться,
драться, сражаться, маршировать,
стрелять, летать, прыгать, добывать, следить.
Развитие
грамматического строя речи
Образование множественного числа существительных
в именительном и родительном
падежах «Один — много»
Танкист — танкисты — танкистов, летчик летчик— летчиков, моряк — моряки — моряков, солдат — солдаты — много солдат,воин — воины — воинов,
герой — герои — героев,ракета
— ракеты — ракет,пилотка — пилотки —
пилоток,лодка — лодки — лодок,пехотинец
— пехотинцы — пехотинцев,
десантник — десантники — десантников,пограничник — пограничники — пограничников.
Образование существительных множественного числа
в именительном и родительном
падежах «Посчитай»
Один солдат — два солдата — пять солдат,
один матрос — два матроса — пять матросов,
один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев,
один летчик — два летчика — пять летчиков,
один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов,
одна пушка — две пушки — пять пушек,
один пистолет — два пистолета — пять пистолетов,
одно ружье — два ружья — пять ружей.
Образование существительного, обозначающего
профессию «Назови по образцу»
Артиллерия — артиллерист,вертолет
— вертолетчик,кавалерия — ... ,пехота — ... ,
разведка — ... ,танк — ... ,пулемет — ... ,десант — ... ,граница — ... ,море — ... ,
парашют — ... ,ракета — ... ,космос
— ... .
Лексический
строй речи
Поиск
соответствующего понятия «Кто что делает?»
Пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк-, пулеметчик -Дидактическая игра «Подбери
признак»: защитник Отечества (какой?) — смелый, храбрый,
отважный ....
Дидактическая игра «Сосчитай» (счет
различных предметов — согласование
числительных с существительными):
один танк, два танка ... пять танков.
Дидактическая
игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) — смелый, храбрый,
отважный ....
Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью
суффиксов -чик, -ист):
-чик: ракетчик,
минометчик, летчик, зенитчик;
|
-ист: связист, танкист, артиллерист.
Развитие
связной речи
Побеседуйте о празднике, который мы готовимся отметить. Это День защитника Отечества. Спросите,что такое Отечество? Это наша Родина-большая прекрасная страна,в которой мы живем . Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назови ее имя. Наша Родина — Россия.А мы, живущие в России,— россияне. Кто такие защитники Отечества?Какие военные профессии ребенок знает. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов. |
Родина
На широком просторе предрассветной порой
Встали алые зори над родимой страной.
С каждым годом все краше дорогие края...
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!
А. Прокофьев
6.Выучить стихотворение. Февраль(С. Маршак)
Дуют
ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой
мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь,
мчатся вдаль самолетов звенья —
Это
празднует февраль Армии рожденье.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий