Словарь
названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат,
внук, внучка, утро, день, вечер, младенец,
племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;
признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая,
стройная, умная, красивая,
внимательная, серьезная;
действия:
жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить,
читать, отдыхать, заниматься,
завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.
Фонематические
процессы, звуковой анализ
1.Взрослый показывает ребенку картинки: картошка,
морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?»
— «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи!»
(произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]).
2.Анализ
артикуляции звука [О]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки закрыты губками;
— язычок лежит на дне ротика;
— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке
для контроля).
Ребенок перед зеркалом
правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без
голоса.
3.Характеристика звука [О] — гласный, его можно петь
(язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его
обозначения используется красный кружок.
4. Фонетические упражнения.Произнести вслед за
взрослым на длительном плавном выдохе:
— Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей:
ООО...
Произнести вслед за взрослым
отрывисто:
— Маша вздыхает: О-О-О...
Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено
красных кружочков.
5. Дидактическое упражнение «Много — один» (образование
единственного числа имен существительных).
Стекла —
стекло, седла — ..., окна — ..., крылья — ..., перья — ..., колеса —...
Взрослый просит ребенка назвать одинаковый последний
звук во всех образованных словах.
6.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи,
осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, рот, обруч, осы, нос, ведро)
и выполнить следующие задания:
—
выбрать картинки, в названии которых звук [О]
стоит в начале слова, выделить звук голосом;
—
выбрать картинки, в названии которых звук [О]
стоит в конце слова, выделить звук голосом;
—
рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их,
объяснить ребенку, что в названии этих предметов звук [О] стоит в середине
слова, выделить звук [О] голосом;
—
вспомнить с ребенком, какие картинки были
предложены ему для рассматривания; определить место звука [О] в этих словах с
помощью карточки и красного кружка.
7. Выбрать из ряда
имен только то, которое начинается на звук [О] (взрослый называет имена четко,
голосом выделяя первый звук в словах).
Аня,
Ира, Антон, Оля, Уля...
8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Без крыльев летит,Без
ног бежит,Без паруса плывет. (Облако)
Когда ночь длинна, а
вода холодна? (Осенью)
Сер, но не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, а
не лошадь. (Ослик)
9. Вклеить в тетрадь
картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [О].
10. Выучить чистоговорки:О-о-о — я
надел пальто.О-о-о — мне тепло.
11. Взрослый читает
ребенку стихотворение, голосом выделяя звук [О], и просит ответить на вопрос:
«Какой звук в нем часто слышится?»
Затем ребенок повторяет стихотворение, хлопая в
ладошки на каждый ударный звук [О].
Не по тропе, А около, Катилося И окало.
О охало, О окало, Не по тропе, А
около.
Грамота
Обводка контуров
букв ; штриховка.
Чтение слогов.
Знакомство с буквой О.
О ужасно
удивилась:Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!Может, с нею мы
родня?»
На что еще похожа буква О?
Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Анализ звуко-буквенных рядов: ОИ, ИО. Взрослый
предлагает ребенку выполнить следующие задания:
-назвать первый звук (второй звук) в ряду;
-выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на
вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа)
от нее — букву И, прочитать, что получилось;
-списать буквенный ряд, читать, писать под диктовку
печатными буквами.
Развитие общих речевых навыков
Комплекс
для соноров: «ЛОШАДКА» «ДЯТЕЛ»
«СТУПЕНЬКИ»И
опять пошел гулять .По
ступенькам шагать:
РАЗ — широким
языком обними верхнюю губу, ДВА — широким языком обними верхние зубы, ТРИ — язычок прыгнул за зубы к
бугорочкам и весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-
д. «БАРАБАНЩИК» «БЫСТРАЯ ЗМЕЙКА» «ИНДЮШАТА»
1.Скручивание
вправо — вдох, исходное положение выдох.
То же влево (ноги не отрываются от пола, таз неподвижен).
2.Круговые движения плечами вперед, затем
назад —дыхание свободное.
Вдох — руки вверх,
подняться на носки.
Выдох — теплый воздух выдыхается с
длительным звуком ХХХХ
или Ш Ш Ш Ш, руки при этом свободно опускаются
вниз (« задуть свечу»).
Выразительное чтение стихов к утреннику
Развитие мелкой моторики
1.«КУЛАК—КОЛЬЦО»- пальцы одной руки
сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо,
затем положения рук меняются
2.«КУЛАК—ЛАДОНЬ»- руки вытянуты вперед на уровне груди.
Одна рука
сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук
меняется.
Развитие общей моторики
Подарим маме
красивый букет цветов. (2—3 раза).
Наши алые цветки
распускают лепестки.
|
Дети сидят на корточках,
медленно поднимаются и показывают, как вырастают из земли цветы.
|
Ветерок чуть дышит,
лепестки колышет.
|
Поднимают руки вверх и
качают ими из стороны в сторону, легко наклоняя туловище.
|
Наши алые цветки
закрывают лепестки,
|
Сжимают в кулачки пальцы-лепестки, опускают руки.
|
Головой качают, тихо засыпают.
|
Покачивают
головой, опускают подбородок на грудь, закрывают глаза.
|
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Ребенок
выполняет соответствующие движения.
|
Я стираю, полоскаю,воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подметуи дрова ей наколю.
Маме надо
отдыхать,маме хочется поспать.
Я
на цыпочках хожу,и ни разу,
И ни разу ни словечка не
скажу.
Подвижная игра «На окне в горшочках». Н. Нищева
На окне в горшочках Поднялись цветочки
Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.
К солнцу поднялись, Солнцу улыбнулись.
Тянутся на носочках,
руки вверх, широко в стороны.
К солнышку листочки
Повернут цветочки. Ладони повернуть
вверх.
Повернут бутоны, В солнышке утонут
Повернут бутоны, В солнышке утонут
Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.
Развитие лексики
Дидактичекая
игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар — варит, учитель
— ... (врач — ..., продавец — ...,
воспитатель — ...).
Дидактическая
игра «Закончи предложение»
(употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) — ...; врач лечит (кого?)
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен
существительных).
Повару нужны (что?)
— кастрюля, поварешка ....
Учителю нужны
(что?) — ....
Поиск соответствующего понятия «Беседа
о семье»
Как зовут твоих маму, папу, бабушку,
дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
Развитие грамматического строя речи
1.Дидактическая игра «Подбери
признак» (согласование имени существительного с
прилагательным): мама (какая?) — ...,
бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ....
2. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование
и употребление притяжательных прилагательных).Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто
(чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки
(чьи?) — мамины, бабушкины ... .
3. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка.
4.Дидактическая
игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина
дочка, дочкина мама, мама дочки,
дочка мамы.
5. Дидактическая
игра «Скажи наоборот».Старший —
(младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).
6. Ответить на вопросы (употребление
родительного падежа имен
существительных).У кого глаза
добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
1.Дидактическая игра «Подбери
признак» (согласование имени существительного с
прилагательным): мама (какая?) — ...,
бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ....
2. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование
и употребление притяжательных прилагательных).Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто
(чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки
(чьи?) — мамины, бабушкины ... .
3. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка.
4.Дидактическая
игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина
дочка, дочкина мама, мама дочки,
дочка мамы.
5. Дидактическая
игра «Скажи наоборот».Старший —
(младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).
6. Ответить на вопросы (употребление
родительного падежа имен
существительных).У кого глаза
добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
Развитие связной речи
Текст для перерассказа :
Наступил день 8 Марта. 8 Марта
- это женский праздник. К празднику дочка приготовила маме открытку с
аппликацией. Аппликацию дочка сделала сама. Она вырезала из цветной бумаги
красные тюльпаны и приклеила на открытку. Открытка получилась красивая и
праздничная. Эта праздничная поздравительная открытка очень понравилась маме.
- Скажи, как ты
поздравишь маму.
Выучить
стихотворение:
Я подарок маме подарить хочу.
Подснежников букетик, солнце и росу,
Лес большой, зеленый, речку и траву
Сам(а) я нарисую и маме подарю.
-Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке (рассказ из личного опыта ребенка).
Чтение
стихотворений о маме:
Доктора
не бойтесь, дети! Он добрее всех на свете!
С ним
давно знакома я — это мамочка моя!
Пожелание
маме.
Мамочке моей
родной
хочется мне пожелать:
Чаще дома быть со
мной,
чтоб одной мне не
скучать.
Чтобы мы читали
книжки,
сшили шапочку для
мишки.
Рядом с мамой мне
светло
и уютно, и тепло!
Мамин день. (Трутнева)
Танцует зайчик золотой - чуть зеркальце рукой задень.
Денек сегодня не простой: сегодня праздник - мамин день
Сегодня солнце и
в окне и в нашей комнате с утра.
Сегодня мне,
сегодня мне! вставать давно уже пора!
Я встану раньше всех, чуть свет! Проснется мама - чай
готов,
И на столе стоит
букет любимых маминых цветов.
Мамочка,
моя родная,
Эти нежные
строки - тебе,
Самой милой
и самой красивой,
Самой доброй
на этой земле!
Моя мама –учительница.
- ты почему такой упрямый:
Моей не слушаешься мамы?
Я маму слушаться привык,
Я сын ее и ученик.
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья. До чего хорошая
бабушка моя. Сказок знает столько, что не
перечесть и всегда в запасе новенькая есть. Любит наша бабушка музыку и смех, ну а пляшет бабушка просто лучше всех.
Мамин день.
Месяц март, число
восьмое, нет нам с папою покоя: Что же маме нам купить, что на праздник
подарить? Мы купили ей конфет, и
подснежников букет. Мы пришли домой с
букетом, мы смеялись, пили чай. Вместе с мамою конфеты, мы поели невзначай. А потом посуды груду
перемыли все втроем, Перемыли всю посуду и
подтерли пол потом. Мама вечером сказала: «Я нисколько не устала, Так сегодня
мало дела, просто я помолодела! Вот событие какое, мне сегодня повезло! Жапьг
что завтра не восьмое, а девятое число!» Мы ответили ей прямо: «Нам помочь тебе
не лень, Мы хотим, чтоб наша мама,
молодела каждый день!»
Моя бабушка
Я бабулю поздравляюС женским праздником весны! Я бабулю обожаю, Людям бабушки нужны! Сказку добрую
расскажет, Колыбельную споет, Теплый зимний
шарфик свяжетИ гулять со мной
пойдет! Не накажет шалунишкуИ
конфетку даст с собой. И девчонка, и мальчишка, Любит бабушку любой! Ближе бабушки чудеснойНет подружки у меня! Мне с бабулей
интересно, Не прожить нам врозь ни дня!
Комментариев нет:
Отправить комментарий