Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие
силы голоса,дыхания
Упражнение «ПРОГУЛКА
ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»
•
рот приоткрой;
•
кончик языка подними к середине верхней губы;
•
кончик языка опусти к середине нижней губы;
•
кончиком языка прикоснись к правому уголку рта;
•
кончиком языка прикоснись к левому уголку рта.
И дальше:
•
кончиком языка прикоснись к середине верхних зубов;
•
кончиком языка прикоснись к середине нижних зубов;
•
язык
упри в правую щёку (посмотри в зеркало — будто у тебя там орешек прячется,правда?);
•
язык упри в левую щёку (и орешек переместился!);
•
кончиком языка прикоснись к бугорочкам-альвеолам и погладь их (язычок двигается
из стороны в сторону);
•
кончиком языка прикоснись к нижним бугорочкам и
погладь их;
•
кончик языка упри в правую щёку и поводи им (как будто орешек перекатывается
за щекой);
•
кончик языка упри в левую щёку и поводи им (как будто орешек за этой щекой перекатывается)
.
•
Упражнения для [л]и[р]«ЛОШАДКА»«МАЛЯР»«ДЯТЕЛ»
•
«СТУПЕНЬКИ»«БАРАБАНЩИК»«ИГОЛОЧКА»«БЫСТРАЯ ЗМЕЙКА»«ИНДЮШАТА»«КОВШИК»
• Диалог Народная игра
— Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
С кем прянички ела?
— Одна.
Не ешь одна! Не ешь одна!
Повторить загадку :
Вчера я был
мышегональным,
Вполне
сметаноуплетальным.
Сегодня я
диваноспальный,
Вполне
подушкоодеяльныи.
(Кот)
Повторить
скороговорку, увеличивая
темп речи:
Дядя
Коля дочке Поле
подарил щеночка колли.
Но щенок
породы колли убежал
от Поли в
поле.
У
ищейки три щеночка:
Два
щенка и крошка дочка.
У
щенков как бочки щечки,
У
сыночков и у дочки.
Стихотворение «Подарок».
Раскрывается корзинка.В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка,
Неуверенные лапки Разъезжаются слегка.
Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам...
Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам.
Упражнения на
развитие мелкой моторики
Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты):
сдавливание
ладоней, повороты, наклоны вправо-влево,
разжимание
пальцев, не расцепляя «замка» -
«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ»,
Упражнения с сомкнутыми ладонями с
преодолением сопротивления:
наклоны вправо-влево,
вперед-назад (руки перед грудью),
разведение кистей в стороны,
не размыкая запястий (руки вытянуты
вперед)
Координация речи с движением
КОНИ
Кони пасутся гурьбой на лугу. Идем по кругу с высоким подниманием колена.
Я всех коней перечислить могу: На каждое название загибаем по одному пальцу на обеих руках.
Черный как уголь. Белый как
снег.
Рыжий как пламя, красивее
всех.
Серый весь в яблоках, с гривой
седой.
Конь шоколадный, совсем
молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой. Опять идем по кругу.
Их посчитаем еще раз с тобой: Вновь
загибаем пальцы
Черный как уголь. Белый как
снег.
Рыжий как пламя, красивее
всех.
Серый весь в яблоках, с гривой
седой.
Конь
шоколадный, совсем молодой.
Фонематические процессы, звуковой анализ
Дифференциация звуков [Ы] — [И].
1.Фонетические
упражнения.
Песенка ослика: ииииииии...; мишка ревет: ыыыы... (на плавном
длительном выдохе).Вспомнить слова со звуком [И], [Ы].
2.Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [И]»:
и,
ы, и, ы, ы...; им, ым, ды, ди...; мышка, мишка, Дима, дыня...
3.Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот»: мы-ми, ды-...; им-ым...
Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов,
понаблюдать за изменением твердости — мягкости согласного звука, который стоит
перед звуками [И] — [Ы]; объясняем правило: звук [И] придает мягкость
предыдущему согласному; попросите составить с этими словами предложения:быть — бить; выть — вить; забыть — забить;
мыла — Мила.
4. Дидактическое
упражнение «Назови лишнее слово». Взрослый произносит ряд слов, ребенок слушает
внимательно и называет лишнее слово в ряду.
И: дыня, рис, Рита,
кит; Ы: дым, сыр, пыль, липа.
5.Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение
в словообразовании).
сапог — сапоги, топор — топоры, кулак — ..., стол —
...
Определить
последний звук в образованных словах.
6. Дидактическое упражнение «Большие —
маленькие» (упражнение в словообразовании):сады — садики, зонты — ..., мосты — ..., коты — ..., банты — ...,
носы — ..., кусты — ..., кроты — ..., усы — ...
Назвать последние звуки в каждой паре слов.
7.Прочитать ребенку стихотворение, предложить сравнить
словамышка — мишка на слух.
В маленькую книжку Не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы — Нарисуем мышку.
8.Выучить считалку.
Тынцы-брынцы,
бубенцы, Раззвонились, удальцы. Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! Грамота
Печатание
букв, штриховка, обводка,
выкладывание букв из семян, лепка
из пластилина, вырезание
из бумаги; составление
слогов из букв
разрезной азбуки
Дифференциация букв И — Ы.
Повторение шуточных стихов про
буквы, игры с буквами.
• Взрослый
называет слова, а ребенок поднимает или пишет букву И или Ы из этого слова:
Словарь
Предметный словарь: животное,
детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок,
козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха,
крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло; кошка,
котенок, лошадь, жеребенок, жеребята, морда, пасть, уши, рога,
коготки, лапы, хвост, клыки, усы, пятачок, шерсть, щетина,
грива,
вымя, копыта и др.Отара,стадо,табун.
Хлев,конура,свинарник,стойло,конюшня,крольчатник.Пастух,конюх,телятница,доярка,свинарка
Признаки: пушистый,
рогатый, бодливый, резвый, добрый, полезный, домашние. домашний,
нужный
Глагольный словарь: лает,
охраняет, кусает, лакает, мычит, мяукает, мурлычет, жует, ржет,
блеет, хрюкает,
доить, пасти, ухаживать, кормить.содержать, поить
Лексико- грамматические упр-я
Закрепить:
1. Названия домашних животных и их детенышей, частей тела животных, их признаки, характерные действия.
2.Где живут различные домашние
животные (собака —в конуре, свинья — в свинарнике, лошадь — в конюшне,
кролик — в крольчатнике, корова — в хлеву).
3.Кто чем питается {лошадь —
сеном, овсом; корова —сеном, травой; кролик — капустой, травой и т.д.).
4.Кто ухаживает за животными {за
лошадьми — конюх,
за коровами — телятница, за свиньями —
свинарка, стадо пасет пастух).
5.Какую пользу приносят людям {перевозят
грузы, дают молоко, шерсть, мясо, ловят
мышей, охраняют дом).
6. Когда человек приручил этих животных и для
чего, почему они называются
домашними животными.
Практическое овладение:
1.Упражнять в
преобразовании единственного числа во множественное (корова — коровы,
теленок — телята), практическое овладение родительным и творительным падежами в единственном и
множественном числе: нет (кого?) коров, телят; любуюсь (кем?) коровами,
телятами.
2.Образовывать
уменьшительно-ласкательные слова(кошка — кошечка, котенок — котеночек).
3.Образовывать и употреблять
притяжательные прилагательные (коровье молоко, козья шерсть, хвост (чей?)собачий, кошачий), согласовывая их с
существительными в роде, числе, падеже.
4.Образовывать притяжательные
прилагательные суффиксом-ин (это тетины котята, Анин щенок).
5.Согласовывать
существительные с числительными: одна корова, две коровы, пять коров).
6.Согласовывать существительные с глаголами ушла,
ушел, пришла, пришел, вышел, вышла,(кто ушел? Кто пришел?)
ушла корова, пришел теленок, вышел конь, вышла лошадь).
Поставить вопрос чей? (чья, чье, чьи):
коровий хвост, коровья голова, коровье вымя,
коровьи уши. Связная речь
1.Чтение: С.Я. Маршак «Усатый полосатый», «Перчатки»; Л.Н. Толстой «Котенок», «Лев и
собака», «Пожарные собаки» , «Живая шляпа»
2.Придумывать клички домашних животных,
чтобы по ним можно было определить их
характер и внешний вид (котенок Шалунишка, потому что любит
шалить; жеребенок Звездочка). Придумывать клички домашних животных,
чтобы по ним можно было определить их
характер и внешний вид (котенок Шалунишка, потому что любит
шалить; жеребенок Звездочка).
3.Составлять
рассказы-описания, короткие рассказы по сюжетной картинке (по образцу
Например:
• Кошка —
домашнее животное. Она живет в доме у человека и
ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом,
молоком.
• Это баран. Баран — домашнее животное
среднего размера. У него крепкое туловище,
большая голова, стройные ноги, коротенький хвостик. На голове у барана —
толстые рога. Тело барана покрыто густой
кудрявой шерстью. Баран дает человеку
мясо, шерсть, шкуру. Человек кормит барана сеном, травой. Дети барана — ягнята.
Загадки:
Не спеша шагает с речки, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдет она к избеИ зовет меня: «Бе-бе»!
(Овца)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь
кудрявый, Даже завиты рога.
(Баран)
Голодна — мычит, Сыта — жует, Малым деткам Молока дает.
(Корова)
— Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк.
Пашет землю трактор без колес.Для него горючее — овес.
Ходит рыжий, пьет из
лужи,Не боится лютой стужи,
Хвост лохматый, черный
нос...Кто же это? Рыжий...
Шло с поля мочало,Несло
на шее бренчало.
Шубу теплую в колечках
Носит тихая...
Комментариев нет:
Отправить комментарий