вторник, 23 января 2018 г.

22.01-26.01.2018 – темы недели : Этикет.Посуда.Звук и буква Ш.Звуки с-ш.





Артикуляционная  гимнастика
Упражнения  на  развитие  силы  голоса,дыхания
1. Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под  верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по  подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
3.«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы,         тыльную сторону ладони подставить под подбородок, дли­тельно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сто­рону ладони.
4.Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков  сначала тихим, затем громким голосом: А , У
5.  Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 глас­ных звуков:
а)    АУ, УА, АИ. ИА, УИ. ИУ. .б)            АУИ. АИУ.УАИ.УИА.
6.стихотворения Р. Сефа «Совет». [Работа над общими речевыми навыками. Автоматизация правильного произ­ношения сонорных звуков и их дифференциация в стихотворном тексте.]
Поссорились Чашка и блюдце, Сейчас
Они разобьются. Скоро
В кухне на полке Будут лежать Осколки. И ты
Не ссорься напрасно — Это очень опасно!
7. скороговорки:Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки,
Все  четыре-большие болтушки.
На дворе — травушка, в сундуке — Савушка
Упражнения  на  развитие  мелкой  моторики
«ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,       (Удар кулачками друг о друга, хлопок
в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли:       (Одна ладонь скользит по другой по
кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, (Загибают пальчики по                                          ложку                               одному, начиная с большого.)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,       (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начи­ная с большого.)
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
 Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила, Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.
Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.
Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулаки.
Все до крошки раздала. Сдувают воображаемые крошки с ла­дошек

Фонематические  процессы, звуковой  анализ
1.Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрос­лый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.
Девочка ест кашей. Девочка есть кашу. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгой. Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Женщина идет в магазином. Женщина идет в магазин. Кошка сидит на стулом. Кошка сидит на стуле. Мышка залезла в шка­фом. Мышка залезла в шкаф. Мама шьет дочери нарядное пла­тье. Мама шьет дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети. Отец читает книгу детям
2.Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Назвать одинаковый первый звук в словах:шуба, шапка, штаны.Назвать одинаковый последний звук в словах:нос, лес, пояс.
1.Сравнить артикуляцию звуков [С] и [Ш], обратив внимание на поло­жение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспом­нить характеристику звуков [С] и [Ш}, обозначение.
2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:ш, с, с, ш...; ша, са, со...; аш, ас...; шапка, машина, сапоги, усы, лес^ малыш...
5.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:са-ша, со-...; ас-аш, ос- 6.Повторить за взрослым серию слогов:са-са-ша, ша-ша-са, са-ша-ша, ша-са-са, са-ша-са, ша-са-ша.
7.Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [С] и [Ш]):машина, усы, кошка, крышка; самолет, самокат, шкаф, сумка.
8.Повторить за взрослым пару слов:сила — шило, сапер — шофер, миска — мишка, каска — кашка, маска — Машка, касса — каша.
9.Заменить звук [С] в словах на звук [Ш], придумать с каждой парой слов предложения:сайка — шайка, сутки — ..., споры — ..., сок — ..., вас — ..., нас — ..., мыс — ..., крыса — касса — ...
четыре — боль
На дворе — травушка, в сундуке — Савушка.

Грамота
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов: шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предло­жения:
мышка — мишка — мушка — мошка — кошка — кашка — Пашка — пышка — пушка — душка — Дашка — Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.
Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [С] и [Ш].
Выполнить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:
сушка, Саша, сушки.
Чтение слов и предложений, списывание, запись по памяти печатны­ми буквами:Саша, сушка; У Саши сушка. У Саши сушки.

Словарь
Понятия: посуда, чайник, кофейник, самовар, кастрюля, сковорода, мис­ка, тарелка, блюдце, чашка, супница, сахарница, солонка, масленка, хлебница, салфетница, соусница, ложка, вилка, нож, поварешка, дуршлаг ковш, солонка,
Прилагательные: кухонный, столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, фар­форовый, стеклянный, металлический, деревянный, чугунный, алю­миниевый, эмалированный;
Действия:пить, есть, гото­вить, резать, чистить,  мыть, хранить, наливать, готовить, , раскладывать
Лексико-  грамматические  упр-я
 Закрепить в речи формы единственного и множественного   числа имен существительных .
1.        Упражнять детей в употреблении форм родительного, датель­ного, винительного, творительного, предложного падежей имен су­щ-х.
2.        Продолжать работу по обучению согласованию слов в пред­ложении в роде, числе, падеже .
3.        Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по,из-за,из-под. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.
4.        Учить образовывать и  использовать в речи относительные   прилагательные:  пласт­массовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый.
5.        Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаго­лов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.
6.        Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными зна­чениями (синонимы).
7.   Игра  в  мяч -  припоминание  картинок  и  называние  их 
с  количественными  числительными  один, одна, одно.

Координация речи с движением
«ПОСУДА»
Координация речи с движением, закрепление в речи  относительных прилагательных
Вот большой стеклянный чайник,   Очень важный, какначальник(Надули животик: одна рука на   поясе, другая изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки..(Присели, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются(Кружатся, рисуя руками круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.(Потянулись, руки сомкнули над го­ловой.)
Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес.(Легли на ковер, вытянулись.) Упражнения для развития слухового внимания и элементарных математических представлений
Пять чашек стояло на полке. Чаю налили Николке.
Теперь же сколько чашек там?
Подумай — и ответишь сам.
У нашего Вовки
На блюде морковка.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки  смородина в чашке.
Ну а у Валерки Грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай  и посуду называй.

Связная  речь

Стихи:  «БОЛЬШАЯ ЛОЖКА» 3. Александрова
«ЗА УЖИНОМ» А. Кардашова
«ДЕРЕВЯННАЯ ЛОЖКА»  Г. Горбовский)
почитать рассказы: Н. Носов «На горке», «Фантазеры», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый».
нанайская сказка «Айога», Я. Аким «Жадина», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина «Веселый этикет» почитать В. Осеева «Просто старушка»,
- «Школа Маркиза Этикета» - конкурс пословиц и поговорок об этикете;
- дидактическая игры:  «Комплимент», «Рыцари и дамы», «Путешествие за вежливым словом», «Лучшее знакомство»;
- составление рассказов по схеме, коллективных, от лица героя литературного произведения «У меня друзей не мало», «Интересно мне с моими друзьями», «Мне не нравится когда…»,  «Плохое настроение», «Как найти друзей»;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно…);
- составление рассказов из личного опыта;
- рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя вести и как нельзя»;
- игровые приемы знакомства с правилами речевого поведения, с общими этическими нормами;

Загадки:1.Без языка, а разговаривает.
Это стеклянная посуда: стаканы, кувшины, фужеры. Если их ударять друг о друга, они издают звон.
То в стороне стоит молчком ,Задрав носишко, чванится,
То угощает всех чайком, Не уставая кланяться. Это чайник
2.С глубокими и мелкими
Знакома я тарелками. И если в них еда, Проворна я тогда.
3.Это ложка При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон.  (Это вилка и нож.)
Чтение рассказа,пересказ после обсуждения прочитанного «Мамина чашка». [Развитие рече­вого слуха.]
На улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в ком­нату и спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.
Темнело. Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.
Алеше стало стыдно. Он пошел к маме и во всем признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий