Артикуляционная гимнастика
Упражнения на
развитие силы голоса,дыхания
1. Глубокий вдох через нос — продолжительный
выдох через рот.
2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и
длительно подуть холодным воздухом вниз по
подбородку, выполнять молча и на
одном выдохе.
3.«ЗАМОРОЗИМ
ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые
губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок,
длительно дуть на одном выдохе по
подбородку на тыльную сторону
ладони.
4.Длительное произнесение на одном выдохе
гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А , У
5. Произнесение
на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:
а) АУ, УА, АИ. ИА, УИ. ИУ. .б) АУИ. АИУ.УАИ.УИА.
6.стихотворения Р. Сефа «Совет».
[Работа над общими речевыми навыками. Автоматизация правильного произношения
сонорных звуков и их дифференциация в стихотворном тексте.]
Поссорились Чашка и блюдце, Сейчас
Они разобьются. Скоро
В кухне на полке Будут лежать Осколки. И ты
Не ссорься напрасно — Это очень опасно!
7. скороговорки:Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре
старушки,
Все
четыре-большие болтушки.
На
дворе — травушка, в сундуке — Савушка
Упражнения на
развитие мелкой моторики
«ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок
в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по
кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, (Загибают
пальчики по ложку одному, начиная с большого.)
И
большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна
ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, Ковшик
тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Так
мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить.)
Пальчиковая
гимнастика «Машина каша».
Маша
каши наварила,
Маша кашей всех кормила, Указательным
пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.
Положила
Маша кашу Кошке — в чашку, Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с
больших, на каждое название посуды.
Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают
кулаки.
Все
до крошки раздала.
Сдувают воображаемые крошки с ладошек
Фонематические процессы, звуковой анализ
1.Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый
читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или
нет.
Девочка ест кашей. Девочка есть кашу. Мальчик читает
книгу. Мальчик читает книгой. Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Женщина идет
в магазином. Женщина идет в магазин. Кошка сидит на стулом. Кошка сидит на
стуле. Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф. Мама шьет дочери нарядное
платье. Мама шьет дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети. Отец читает
книгу детям
2.Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Назвать одинаковый
первый звук в словах:шуба, шапка, штаны.Назвать одинаковый последний звук в
словах:нос, лес, пояс.
1.Сравнить артикуляцию звуков [С] и [Ш], обратив
внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру,
вспомнить характеристику звуков [С] и [Ш}, обозначение.
2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ш]»:ш, с, с, ш...; ша, са, со...; аш, ас...; шапка, машина,
сапоги, усы, лес^ малыш...
5.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:са-ша,
со-...; ас-аш, ос- 6.Повторить за взрослым серию слогов:са-са-ша, ша-ша-са,
са-ша-ша, ша-са-са, са-ша-са, ша-са-ша.
7.Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах
звуков [С] и [Ш]):машина, усы, кошка, крышка; самолет, самокат, шкаф, сумка.
8.Повторить за взрослым пару слов:сила — шило, сапер —
шофер, миска — мишка, каска — кашка, маска — Машка, касса — каша.
9.Заменить звук [С] в словах на звук [Ш], придумать с
каждой парой слов предложения:сайка — шайка, сутки — ..., споры — ..., сок —
..., вас — ..., нас — ..., мыс — ..., крыса — касса — ...
четыре — боль
На дворе — травушка, в сундуке — Савушка.
Грамота
Самостоятельный
звуко-слоговой анализ слов: шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной
азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом
предложения:
мышка —
мишка — мушка — мошка — кошка — кашка — Пашка — пышка — пушка — душка — Дашка —
Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот
Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за
шкафом.
Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки
[С] и [Ш].
Выполнить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:
сушка, Саша,
сушки.
Чтение слов и предложений, списывание, запись по памяти
печатными буквами:Саша, сушка; У Саши
сушка. У Саши сушки.
Словарь
Понятия: посуда,
чайник, кофейник, самовар, кастрюля, сковорода, миска, тарелка, блюдце, чашка,
супница, сахарница, солонка, масленка, хлебница, салфетница, соусница, ложка, вилка,
нож, поварешка, дуршлаг ковш, солонка,
Прилагательные: кухонный,
столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, фарфоровый, стеклянный, металлический,
деревянный, чугунный, алюминиевый, эмалированный;
Действия:пить, есть, готовить, резать, чистить, мыть, хранить, наливать, готовить, , раскладывать
Лексико- грамматические упр-я
Закрепить в речи формы
единственного и множественного числа имен существительных .
1.
Упражнять детей в
употреблении форм родительного, дательного,
винительного, творительного, предложного падежей имен сущ-х.
2.
Продолжать
работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже .
3.
Закрепить
в речи употребление простых предлогов: на,
с, в, из, по,из-за,из-под. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.
4.
Учить
образовывать и использовать в речи
относительные прилагательные: пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый.
5.
Закрепить
в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить,
рисовать, лепить, играть.
6.
Упражнять детей в умении
подбирать слова со сходными значениями (синонимы).
7.
Игра в мяч
- припоминание картинок
и называние их
с
количественными
числительными один,
одна, одно.
Координация
речи с движением
«ПОСУДА»
Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных
Вот
большой стеклянный чайник, Очень важный, какначальник(Надули
животик: одна рука на поясе,
другая изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки..(Присели, одна рука на поясе.)
Вот
фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются(Кружатся,
рисуя руками круг.)
Вот
серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.(Потянулись,
руки сомкнули над головой.)
Вот
пластмассовый поднос. Он посуду нам принес.(Легли
на ковер, вытянулись.) Упражнения
для развития слухового внимания и элементарных математических представлений
Пять чашек стояло на полке. Чаю
налили Николке.
Теперь же сколько чашек там?
Подумай — и ответишь сам.
У нашего Вовки
На блюде морковка.
У нашей Акульки картошка
в кастрюльке.
У нашей Наташки смородина в чашке.
Ну а у Валерки Грибочки
в тарелке.
А теперь ты не зевай и посуду называй.
Связная речь
Стихи: «БОЛЬШАЯ
ЛОЖКА» 3. Александрова
«ЗА УЖИНОМ» А. Кардашова
«ДЕРЕВЯННАЯ ЛОЖКА» Г.
Горбовский)
почитать рассказы: Н. Носов «На горке»,
«Фантазеры», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И.
Пивоварова «Был ослик очень вежливый».
нанайская сказка «Айога», Я. Аким «Жадина»,
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Е. Богуславская, Н.А.
Купина «Веселый этикет» почитать В. Осеева «Просто старушка»,
- «Школа Маркиза Этикета» - конкурс пословиц
и поговорок об этикете;
- дидактическая игры: «Комплимент», «Рыцари и дамы», «Путешествие
за вежливым словом», «Лучшее знакомство»;
- составление рассказов по
схеме, коллективных, от лица героя литературного произведения «У меня друзей не
мало», «Интересно мне с моими друзьями», «Мне не нравится когда…», «Плохое настроение», «Как найти друзей»;
- игровые и педагогические
ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не
трудно…);
- составление рассказов из личного опыта;
- рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя
вести и как нельзя»;
- игровые приемы знакомства с
правилами речевого поведения, с общими этическими нормами;
Загадки:1.Без языка, а разговаривает.
Это стеклянная
посуда: стаканы, кувшины, фужеры. Если их ударять друг о друга, они издают
звон.
То в стороне стоит молчком ,Задрав носишко, чванится,
То угощает всех чайком, Не уставая кланяться. Это
чайник
2.С глубокими и мелкими
Знакома я
тарелками. И если в них еда, Проворна я тогда.
3.Это ложка При виде еды не
считают ворон,
Бросаются дружно с обеих
сторон. (Это вилка и нож.)
Чтение рассказа,пересказ после
обсуждения прочитанного «Мамина чашка». [Развитие речевого слуха.]
На
улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и
стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку.
Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и
спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла
веник и выгнала Бобика на улицу.
Темнело.
Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.
Алеше
стало стыдно. Он пошел к маме и во всем признался. Бобика пустили домой и
напоили молоком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий