Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие
мимики,
Дыхания
Сказка «У бабушки с дедушкой»
толстые
внуки приехали в гости
(надуваем щёки),
с
ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхниеи нижние зубы),
поцеловать
они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
утром
проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
чистили
мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними
зубами)
вправо
и влево, внутри и снаружи
(соответствующие движения широким языком).
с нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними
зубами).
губы сожмём мы, и рот
прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают
воздух),
и самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк споследующим выпусканием воздуха через губы).
блюдца
поставим — положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
дуем
на блинчик - не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
блинчик
жуём, завернём и прикусим
(жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
блинчик
с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
чашки
поставим, чтоб чаю налили
(широкий язык загибаем кверху чашечкой),
на
нос подули — мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Скороговорки
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Милу мама мылом
мыла.Мила мыла не любила.Но не ныла Мила.Мила- мололдчина.
Дружно в оркестре играли дети:Карл играл на черном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.
Поговорки и пословицы:
Глупа та птица, которой гнездо не мило.
Упражнения на развитие
общей и мелкой
моторики
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка, этот пальчик— бабушка, этот
пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка. Ну а это я. Вот и вся моя семья!
- самомассаж с целью закаливания и укрепления организма (на выбор) «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам»,
« Поиграем с носиком»
Упр-е на координацию речи с
движениями:
Ребенок выполняет соответствующие движения.
|
Маму я свою люблю, я
всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду
с ручек отряхаю,
Пол я
чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,маме
хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,и ни
разу,
И ни разу ни словечка не
скажу.
Упражнение для координации.
Есть у меня братишка, Смешной такой
мальчишка!
Мне во всем он подражает И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже ...(скачет),
Я сижу - и брат ... (сидит), Я бегу, и он... (бежит).
Мяч беру- и он ... (берет), Мяч кладу - и он ... (кладет)!
Куст стригу - и он ... (стрижет)!
Жгу костер - он тоже ...
(жжет)!
Птицам хлеб щиплю-он ... (щиплет).
Сыплю корм - он тоже...
(сыплет)!
Еду на велосипеде -Он
со мною вместе ... (едет).
Хохочу - и он ...(хохочет), Есть хочу - он тоже ... (хочет)!
Маслом хлеб я мажу - (мажет),
Я рукой машу - он ...
(машет)!
Такой смешной мальчишка -Младший мой... (братишка).
Фонематические процессы,
звуковой анализ. Грамота.
1.
Прочитайте
ребенку загадку и выясните, какой звук он слышит чаще других. Предложите
отгадать загадку:
Чайка, зайка и сарай Чем похожи? Угадай!
Ответ. Во всех этих словах есть звук [Й].
2.
Попросите ребенка
произнести слова со звуком [Й] из этой загадки {чайка, зайка, сарай,
угадай).
3.
Объясните
ребенку, что в русском языке очень мало слов, в начале которых пишется И {йод,
йогурт, йог).Пусть он вспомнит
другие слова с этим звуком {стайка, май, улей, лайка, майка).
4.
Предложите
ребенку дать характеристику звука [Й].
Звук [Й] —
согласный мягкий звонкий.
5.
Предложите
ребенку выполнить звуковой анализ слова май, комментируя свои действия.
В
слове май всего три звука; первый звук [М] — твердый согласный,
я обозначу его синим кружком; второй звук [А] —
гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Й] —
мягкий согласный, я обозначу его зеленым кружком.
6.
Предложите
ребенку определить место звука [Й] в словахсарай,
лужайка, чай.
7.
«Напечатайте»
большую и маленькую буквыЙ й в тетради и на магнитной доске. Пусть ребенок
расскажет, из каких элементов они состоят.
8.
Поупражняйте
ребенка в рисовании буквыЙ й на бумаге и в воздухе.
9.
Пусть ребенок
нарисует несколько картинок со звуком [Й] в названиях. Печатными буквами
подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Й в словах, а
потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
10.
Подготовьте
ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова
получатся из слогов чай, ка (чайка), ник, чай
(чайник),жай, лу, ка (лужайка).
11.
Крупно напишите фломастером:май дай пой свой твой гайка майка сайка зайка У Вовы
зайка. У Зои новый зонт.
Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений
с новой буквой.
Словарь
названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра,
брат, внук, внучка,утро, день, вечер, младенец,
племянница, тетя, дядя, подарок.;
признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые,
ласковая, стройная, умная, красивая,
внимательная, серьезная;
действия: жить, заботиться, расти,
любить, уважать, стараться, помогать,
готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть,
поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать,
вышивать.
Лексико-грамматический строй
речи
Образование притяжательных
прилагательных «Назови,чей?»
Мама — (значит, ты чей? чья?)
мамин (а),папа — папин (а),
бабушка — бабушкин (а),дедушка — дедушкин (а),
дядя —дядин(а),тетя — тетин (а).
Образование простых причастий и
прилагательных
«Назови, какой?»
Жить — живущий, расти — растущий, любить — любимый,
уважать — уважаемый, гладить — глаженый, стараться — старательный, заботиться —
заботливый, отдыхать — отдыхающий.
Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами «Назови ласково»
Дети — детки — деточки;семья — семейка;
мама — маменька, мамулечка,
матушка;папа — папочка, папуленька, папулечка; дедушка — дедулечка;бабушка — бабулечка;сын — сыночек, сынуля, сыночка;
дочь — дочка — доченька,
дочуленька;
внук — внучек, внучок; внучка — внученька;
сестра — сестричка,
сестреночка;брат — братик.
Образование множественного числа
существительных в именительном
и родительном падежах «Один — много»
Семья — семьи — много семей, ребенок — дети — детей,
работа — работы — много работы
(работ),мама — мамы — мам, папа — папы—
пап, дедушка — дедушки.— дедушек; бабушка — бабушки — бабушек, сын
—-сыны (сыновья) — сынов (сыновей),дочь — дочери — дочерей, сестра — сестры — сестер, брат — братья — братьев, внук
— внуки — внуков, младенец —
младенцы ;— младенцев,
Склонение существительного
«Закончи предложения»
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно
жить без ... (мамы). Haпраздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме). Я люблю гулять со своей ... (мамой). Я
очень горжусь своей ... (мамой).
Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?
Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая,; строгая, красивая, стройная, умная,
работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит,
шьет, моет;
бабушка — ... ;дедушка — ... ; :папа — ... ;брат — ... ;сестра — ....
Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с
прилагательным): мама (какая?) — ..., бабушка
(какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ....
Дидактическая
игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных
прилагательных). Шарф (чей?) — мамин, папин, ...
. Шапка (чья?) — тетина, дядина
... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
Сравнить, кто старше/младше
(составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа
— дедушка, дядя — племянник, внук —
дедушка.
Дидактическая игра «Покажи,
где...» (понимание логико-грамматических конструкций):
мамина дочка, дочкина мама, мама дочки,
дочка мамы.
Дидактическая игра «Скажи
наоборот». Старший — (младший), большой —
..., молодой — .... Старше — (моложе, младше).7. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки
сильные? У кого ласковые руки? ...
Связная речь
-
Составление рассказов «Моя семья»
Построение монолога «Расскажи о семье по плану» :
1)сколько в семье человек;
2)с кем живет ребенок (если
неполная семья);
3)как зовут родителей (имя,
отчество);
4)кем работают родители;
5)сколько лет брату (сестре);
6)в каком классе учится брат
(сестра);
7)какая у тебя семья (дружная,
добрая, трудолюбивая...).
Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье»
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка).Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
- чтение, обсуждение рассказа Л. Толстого «Старый
дед и внучек», обсуждение прочитанного;
«Мужчины и
женщины в семье». Совершенствовать навык составления связного рассказа по
опыту, по плану. Развивать навык самостоятельной связной речи.
В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В.
Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я.
Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов
«Рассказы о маме» и др.
- упражнения для закрепления умения называть свою фамилию
и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий