суббота, 3 февраля 2018 г.

Дата 05.02.2018 – 09.02.2018- темы недели: Звук и буква Ж. Звуки ж-з. Звуки ж-ш. Транспорт.


Дети должны знать:
  какие существуют виды транспорта, их названия;
  назначение разных видов транспорта;
  названия частей разных транспортных средств;
  названия профессий людей, которые работают    на транспорте
Артикуляционная  гимнастика.Упражнения  на  развитие  мимики,
дыхания
Артикуляционный комплекс  для  соноров.
Физкультминутка со скороговоркой на звукРР':
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Скороговорки
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели Карамель на мели ели.
Мчатся бешено машины — По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине Слышен шепот — шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине: «Я спешу, спешу, спешу!»
Краб карабкается на корабль,
А каракатица с корабля катится.
Трамвай травмировал троллейбус.

Упражнения  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики

  Подвижная игра «Шофер». [Координация речи с движением.]
  Качу, лечу Во весь опор.         Бегут по кругу и крутят воображаемый руль.
  Я сам — шофер И сам — мотор.
  Нажимаю на педаль     Останавливаются, нажимают правой ногойна воображаемую педаль
  И машина мчится вдаль.  и бегут в противо­положную сторону.

Фонематические  процессы, звуковой  анализ
1.Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ..., билет — ..., пучок — ..., Веня — ...
2. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
3.Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот...
4.Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
ДифференциацияЖ-3
игра "Жуки и комары" — 2 команды:
а) упражнение на внимание — попеременное произнесение
б) различение в слогах: за, жа, жла, азл, ужа, злу, жно, озн...;
в) различение в словах: незабудки, гвоздики, дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, жа­воронок, стрекоза, пирожное, зубочистка...;
г)по картинкам на панно (с дополнительным заданием — опре­деление слогового состава);
д)  игра "Наоборот":   за-за-за - жа-жа-жа            зо-зо-зо -    зу-зу-зу -        зы-зы-зы -                     зла-зла-зла -                           озл-озл-озл -
ДифференциацияШ-Ж
а)                        упражнение в звукоподражании на внимание;
б) различение в слогах:жа,ша, шла, ажл, жлу, ушл, жи...;
в) в словах: шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать, дирижировать, штукатур, жимолость, можжевель­ник, шуршать, шелест, путешествие...;
Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот": Грамота 1 Чтение, списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.
2.Чтение слов с пропущенными буквами Ж, 3:  .аба, .акат, ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, во., парово., .амок, ва.а, ко.а, .убы, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин; ве.ут, оде.да, е., .арод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .
3.Упражнения с разрезной азбукой — преобразование слогов, слов: ши -жи-ужи -уши - Луши -лужи –лужа
4.Печатание предложений, составление схем, повторение право­писания  жи, ши, сомнительной согласной.
Луша мыла уши. Луша шила жакет. Уж жил в лесу.

Словарь
Существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, молоковоз, водовоз, бетономешалка, трубоукладчик, землечерпалка, камнедробилка, снегоуборочная машина,  электричка, поезд, карета «скорой помощи», милицейская машина, пожарная машина, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, паровоз, теплоход, яхта, парусник, лошадь, олени, собаки, осел, верблюд, сани, телега, кибитка, карета, упряжка, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт, регулировщик, маршрут, водитель, шофер, рулевой, пилот, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелет и т.д.
Глаголы: едет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристает, причаливает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит, загружается, раскачивается, тормозит, входить, выходить и т.д.
Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый, специальный, гужевой, санитарный,  военный, моторная, подводная, служебная, строительная и т.д.
Лексико-грамматический  строй  речи
1.Упражнение в словообразовании сложного прилагательного железнодорожный, согласовании его с существительными:
а)      билет для поездки по железной дороге— железнодорожный билет; форма работников железной дороги— железнодорожная форма; транспорт на железной дороге— железнодорожный транспорт; расписание движения на железной дороге—      поездка по железной дороге—     станция на железной дороге—       вагон   на железной дороге—     касса на железной дороге— платформа на железной дороге—
б)   подбор предметов к признакам:
Договаривание предложений:
Женя пошел в железнодорожную кассу (за) билетом на поезд. Зоя перешла (через) железнодорожное полотно по мосту. (За) железнодорожным мостом находится железнодорожная станция. (Из-за) леса показался поезд.Маленький котенок выскочил (из-под) железнодорожного вагона. Отремонтированный поезд вышел (из) железнодорожного депо. Шпалы лежат (между) железнодорожными рельсами.
Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один много»
Автобус — автобусы — автобусов,
грузовик — грузовики — грузовиков,
поезд — поезда — поездов, машина — машины — машин,
троллейбус — троллейбусы — троллейбусов,
лодка — лодки — лодок, электричка — электрички — электричек,
колесо — колеса — колес, самолет — самолеты — самолетов,
пилот — пилоты — пилотов, корабль — корабли — кораблей,
телега — телеги — телег.
Связь слов в предложении «Составь предложение правильно»
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко. Едет, тропинка, велосипедист.
Большой, волны, корабль, плывет.Шоссе, автомобиль, мчится.
Образование существительных   префиксальным способом «Придумай новые слова    (детям    6 – 8 лет)
Ехать — переехать, недоехать, выехать, заехать, объехать, наехать;
плыть — ... ; лететь — ... ;бежать— ... ;ходить — ....
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)
Шина для автомобилей (какая?) — автомобильная,
билет на автобус (какой?) — автобусный,
 масло для машин (какое?) — машинное.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто чем управляет?»
Автобусом управляет (водитель);
грузовиком управляет (шофер);
поездом управляет (машинист);
вертолетом управляет (вертолетчик);
самолетом управляет (летчик);
кораблем управляет (капитан);
мотоциклом управляет (мотоциклист);
велосипедом управляет (велосипедист);
ракетой управляет (космонавт).
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет);
катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл);
троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).
Построение монолога «Составь рассказ по плану»
1)как называется это транспортное средство;
2)из каких частей оно состоит;
3)чем приводится в движение;
4)где движется этот транспорт;
5)для чего используется, что перевозит;
6)кто управляет этим видом транспорта.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и  назови » (детям 68 лет)
Как называются машины, которые:
  убирают мусор (мусороуборочные),
  перевозят грузы (грузовые),
  людей (пассажирские: автобусы, троллейбусы),
  приезжают к больным («скорой помощи»), на пожары (по­жарные).
Дидактическая игра «Почему так называют­ся?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вез­деход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.
Дидактическая игра «Подбери предмет к при­знаку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроход­ный ... , летящий ... .
Подобрать синонимы к словам: ехать, мчать­ся, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.
Подобрать антонимы к словам: взлет — посад­ка, взлетать — приземляться, приезжать — ..., приплыть — ... .
Составить предложение из слов.Машина, мост, ехать, под.
Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.
Машина из гаража .... Машина к дому .... Машина от дома .... Машина в ворота .... Машина до дома .... Машина с моста....
                                               Связная  речь
Шла по улице машина, шла машина без бензина,
Шла машина без шофера, без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.
Я в любое время года  и в любую непогоду
Очень быстро в час любой  провезу вас под землей.  (Метро.)
Братцы в гости снарядились,друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,лишь оставили дымок. (Вагоны поезда.)
Летит подушка круглая, наволочка резиновая,
Вместо пуха и пера — воздух. (Шина.)
Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.)
Этот конь не ест овса,вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед.)
Три глаза —три приказа, красный — самый опасный. (Светофор.)
Красный свет — проезда нет,желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
Красный — ясно!Путь опасен.
Желтый —тоже подожди.
А зеленый впереди —проходи.   (Светофор.)

Текст для запоминания

Мчатся по улице    автомобили..
Обрати внимание:  на  многих  автомобилях  нарисованы  яркие
Отличительные  знаки. А  иногда  и  весь  автомобиль  окрашен  в  яркий, заметный цвет. Для  чего  это  надо?
Вот проехал автомобиль – цистерна. Он возит какую-тожид­кость: чистую воду (голубая цистерна),молоко(светло-желтая­
ци
стерна), цемент (оранжевая).,.Теперь узнаешь эти
ма­
шины? Несколько раз медленно повторислово «цистерна»!
Промчался   красный автомобиль - пожарная машина, у этой ма­шины еще есть отличительные  звуковые   и   световые   сигналы.  Какие?
Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональнаясиняя полоса.
Машина с красным крестом наборту — санитарная (карета «ско­рой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?
Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?
Милицейская машина — она очень заметная, на борту — гори­зонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и зву­ковые сигналы. Какие?
Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название реф­рижератор. Постарайся четко произнести это название машины.
За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и чет­ко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.

Правила уличного движения

Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.
Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным
до­рожкам или подземным переходам.
Сойдя с тротуара, нужно посмот­реть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.
Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.
ЛАЙНЕР
Лайнеротправляется в полет.
Лайнер —пассажирский самолет.
Ростомлайнерс трехэтажный дом.
Полетишьи тына нем,
  Хоть еще ты не доросдо больших  его колес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий