Артикуляционная гимнастика
Артик. комплекс для соноров
СКОРОГОВОРКИ: В зимний холод всякий
молод.Всякий молод в зимний холод.
Снега лавина сползла с
половины, Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины Лежит на пологой горе до поры.
Ещё половина снежной лавины Лежит на пологой горе до поры.
Белый
снег, белый мел,Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела -Белой даже не была.
А вот белка не бела -Белой даже не была.
Сыплет, сыплет снег с небес.Спит
под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.Сад под снегом тоже спит
Сонный сад в снегу стоит.Сад под снегом тоже спит
Зима
была белым - бела.Платок из снега соткала.
А город спал, во сне зевнул, Платок на плечи натянул.
Всё бело, бело, бело!Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!Все на лыжи и коньки!
А город спал, во сне зевнул, Платок на плечи натянул.
Всё бело, бело, бело!Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!Все на лыжи и коньки!
Упражнения на
развитие общей и
мелкой моторики
Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки.)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист.
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки.)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист.
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет (“Скользят”, делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках, (“бегут” на коньках) Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок)
А потом без сил упали ("Кидают друг в друга") И домой побежали
Мы бежим с тобой на лыжах(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет (“Скользят”, делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках, (“бегут” на коньках) Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок)
А потом без сил упали ("Кидают друг в друга") И домой побежали
Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
Фонематические процессы,
звуковой анализ
1. Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый
последний звук во всех словах?Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал
— мал.. 2.Выучить скороговорку:
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.
3. Заменить первый звук в словах на звук [Л']. Какие
слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать
количество слов в каждом предложении:Мёд
— лёд, вес — ..., тюк — ..., пень — ..., печь — ..., песок — ..., вещь — ...
4.нарисовать картинки предметов, в названии которых
есть звук [Л'], определить место звука [Л'] в каждом слове, разделить их на
слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком
[Л'] в предложении.
5.Выучить чистоговорки: Ля-ля-ля — зеленые поля.Ли-ли-ли
— малину мы несли.Лю-лю-лю — малину я люблю.Ле-ле-ле — еду на осле.
6. Дифференциация звуков [Л] — [Л']. Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...;
оль-ол, ...
7.Повторить за взрослым серию слогов:ла-ла-ля,
ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.
8.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] —
[Л']), и определить его место в слове.Деревянная дорога,Вверх идет она
отлого,Что ни шаг — то овраг. (Лестница)
Над домами у
дорожки Висит кусок лепешки. (Луна)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Под крышей — четыре ножки, А на
крыше — суп и ложки.(Стол)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет,В деревне
кур крадет. (Лиса)
В дупле живет,
Орешки грызет. (Белка)
9.Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и
[Л']):
ложка, лук,
лопата, лента; селедка, селезень, молоко,
плита.
6.
Самостоятельный
звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными
буквами слов под диктовку, чтение:стол,
стул, полка, лисы, пилить.
Дифференциация
звуков Ль- Й .
Повторите слова по парам, придумайте
предложения.
ДАЛЬ -ДАЙ НОЛЬ -ной
БОЛЬ -БОЙ КИЛЬ -кий МОЛЬ -МОЙ ПОЛЬ -ПОЙ КУЛЬ -КУЙ ЕЛЬ -ЕЙ РОЛЬ -РОЙ ЛЕСТЬ -
ЕСТЬ ЛЕЖИ -
ЕЖИ ЛЕДОК - ЕДОК ЛЕЛЬ -ЕЛЬ
ЛЮЛЬКА - ЮЛЬКА ЛЮБКА -
ЮБКА ЛЯМКА -ЯМКА
Грамота
Буква Л .Игры с буквой.
Преобразование слов с
помощью букв разрезной азбуки:пила —
липа, мала — лама, скала — ласка
Анализ предложений.
Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись
под диктовку.
Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша
мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.
Словарь
Существительные: декабрь,
январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, гололед, снежинки, снеговик,
лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, зимовье, кормушка, снегопад, заносы,
метель, буря, вьюга, буран, стужа, хлопья, забавы, холод.
Глаголы: метет, дует, завывает, падает, летит,
кружится, морозит, воет, засыпает, рыщут, лепят, катаются, зябнет, чистят,
сгребают, скользят, скрипит, сверкает.
Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый,
блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий
Лексико-грамматический строй
речи
Согласование прилагательных
с существительными ( зимний,-яя,~ее..).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка,
метель — метелица, санки — саночки,
холод — холодок, дерево —
деревце, звезда — звездочка, солнце
— солнышко, день — денек, ночь — ночка.
Образование существительных
множественного числа в родительном падеже «Один — много»
Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик —
снеговиков, санки — санок, буря —
бурь, вьюга — вьюг, стужа — стуж, холод — холодов, забава — забав.
«Подбери родственные
слова»
Снег — снежок,снежки, снежинка, снежный,
заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник,
снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье,
зимовка, озимь, зимующие, озимые
мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый Дидактические игры: «Телефон» (назови приметы зимы), «Скажи наоборот» (слова-антонимы), «Живые слова», «У кого кто? (птенцы)». Поиск логической ошибки
(нарушения причинно-следственных связей) «Найди ошибку»
Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь
предложение правильно.)
Подбери действия:
Зимний ветер-
дует,задувает,метет,завывает,поднимает,гонит…
«Назови ласково»Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:зима-зимушка,метель-метелица…
Связь слов в предложении «Составь предложения по
опорным
словам»
Дети,
снеговик, слепили.
Дети,
санки, катаются.
Снежки, играют,мальчики.
Снежинки,
падать, легкие, тихо.
Поиск соответствующего
понятия «Закончи предложение»
Зимой реки и озера
покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).
Земля покрылась белым,
пушистым ... (снегом).
Дети слепили большую
снежную ... (бабу).
Зимой дети любят кататься
на ... (санках, лыжах, коньках).
Связная речь
1.Развитие
умения сравнивать понятия «Чем похожи и не
похожи?»Лед и снег; лед и
стекло; лед
зеркало; снег и
вата.
2.Построение
монолога «Расскажи о зиме по плану»:
Øкак ты заметил (а) наступление
зимы;
Øее первые приметы в
природе;
Øзимние месяцы;
Øповадки зверей и птиц , которые проявляются
зимой;
Уметь рассказать
про зиму(с опорой на план):
Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль.
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко
выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает
землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях
деревьев и кустарниках. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не
питаются, не растут, как бы погружаются в
глубокий сон.
Часто метут метели, кружат снежные вихри,
вьюги.
Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах
причудливые узоры.
В лесу
нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные
крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и
зверушек из снега. Хорошо зимой! Все мы любим зиму!
3.Пословицы о зиме:
Вьюги да метели
под февраль полетели.
Солнце на лето -
зима на мороз!
4.Выучить
стих: Весна Ф.Тютчев
Зима недаром злится, прошла ее
пора –
Весна в окно
стучится и гонит
со двора.
И все
засуетилось, все нудит зиму
вон –
И жаворонки
в небе уж
подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
и на весну
ворчит.
Та ей в
глаза хохочет и
пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая и
, снегу захватя,
Пустила , убегая, в
прекрасное дитя.
Весне и горя
мало: умылася в снегу
И лишь румяней
стала наперекор врагу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий