Артикуляционная гимнастика.
Дыхательное упражнение
«Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять
через стороны вверх,
ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх,
задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со
звуком А, руки в такт выдоху опускаются
вниз через стороны.
Праздничный шар
Для праздника веселого
Надуем шар большой.
Вдохни побольше воздуха, Дуй в шарик голубой!
Он был сначала
маленький, Невзрачный и худой.
Теперь же он на праздникеЛетает как живой!
Упражнения для губ:пппппбббббввввффф
Выучить скороговорки:
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Упражнения для языка: артик.
комплекс для Ш,Ж,Р
Выучить скороговорку:Влас у вас, Афанас у нас.
Выучить стихотворение,
предложить декламировать его по ролям.
В огороде Фекла Ахала и охала: «Уродилась свекла Не на
грядке, около!» Жалко Фекле свеклу, Жалко свекле Феклу. Жаловалась Фекла:
«Заблудилась свекла».
Упражнения на развитие общей
и мелкой моторики
Хоровод «БЕРЕЗА» Координация речи с движением
Береза моя, березонька. (Дети идут хороводом,
взявшись за руки.)
Береза моя белая, (Меняют направление движения.)
Береза
кудрявая. (Встали, подъем рук вверх, вдох.)
Стоишь
ты, березонька, (Опустили руки, выдох.)
Посредь долинушки,(Подъем рук, вдох.)
На
тебе, березонька, (Опустили руки, выдох.)
Листья
зеленые, (Подъем рук, вдох.)
Под
тобой, березонька, Трава шелковая. (Опустили руки, выдох.)
Игры: "Четвертый лишний", "Улетают — не
улетают" — повторение
названий перелетных и зимующих птиц.
Фонематические процессы, звуковой анализ
Сравнить
артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу
горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.
3.Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.
4.Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот»: ва-фа,
во-...; фы-вы, фо-...
5.Повторить
за взрослым серию слогов:
ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.
6.Закончить
слово слогом ВЫ или ФЫ:шка...,
ели..., тык..., голь..., гра..., жира..., бук..., тра..., шар...
7.Взрослый предлагает
ребенку из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и
[Ф] одновременно:ворона, флаг, футбол,
вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы...(определить место звуков [В] и
[Ф] в этих словах), при затруднениях используя карточку и синие кружки с
колокольчиком или без.
8.Найти
лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]):
кофта, фартук, ворота,
фонарик; сова, ванна, диван, фокусник.
9.Дидактическое упражнение «Измени звук в слове»: какие
слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В]:Фаня —
Ваня, софа — ...
10.Дидактическое
упражнение «Угадай слово». Взрослый называет слово по звукам, а ребенок
называет его целиком:в, а, з, а; в, а,
т, а; к, о, ф, т, а...
11. Подобрать слова со
звуками [В] и [Ф].Составить как можно больше предложений про мальчика Ваню и
девочку Фаню.
12.Взрослый читает
ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит исправить в нем ошибки:Носит одуфанчик Желтый сараванчик.
13.Дифференциация
звуков [Ф'] — [В'].Назвать первый звук в словах: Фима, ведро.
14.Сравнить звуки [В'] и
[Ф'] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить
характеристику и обозначение звуков.
15.Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот»:вя-фя, ви-...; фи-ви, фе- ...
16.Найти
лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В'] и [Ф']):
веник, ведро, фикус,
велосипед; финик, вещи,
Федя, ферма.
17.Дидактическое
упражнение «Подари подарки Вите и Фиме» (вспомнить слова со звуками [Ф'] и
[В']).Составить как можно больше предложений про Витю и Фиму.
18.Дифференциация
звуков [Ф] — [В], [Ф'] — [В'].Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие
согласные звуки ([Ф], [В], [Ф'Ь
[В']).
19.Назвать
первый слог в словах:ворон, фасоль, Федор, веник, воры ..., весла, фикус,
финики, фартук...
20.Договорить
последний слог в словах:коро-...,
со-..., бро-..., шка-..., шар-..., крапи-..., дро-...
21.Из предложенных слов
ребенок должен выбрать те, которые обозначают профессии людей. Назвать первый
звук в этих словах:фотограф, фартук,
фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, винодел, вертолетчик,
фломастер, ворона, воспитатель, виноградарь, фигурист.
22.Назови рода
войск и кто
в них служит , раздели слова
на слоги : Н-р: ар-ти-лле-ри-я – ар-ти-лле-ри-сты; ра-кет-ны-е
- ра-кет-чи-ки,,вертолет — вертолетчик, кавалерия
— ... ,пехота — ... ,разведка — ... ,танк — ... ,пулемет — ... ,десант — ... граница
— ... ,море — ..,парашют — ...
Грамота
Вспомнить буквы,
которыми на письме обозначают звуки [В], [В'], [Ф], [Ф'].
Подбоченясь, пляшет лихо Ф — большая щеголиха.На что похожа буква Ф?
Буква Ф: ребенок стоит в позе —
«руки в боки».Игры с буквой.
Звуко-слоговой анализ
слов. Составление схемы, подсчет количества слогов в слове; составление слов из
букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными
буквами.Фима, Пиф.
Чтение и анализ
короткого текста, выделение заглавия, границ предложения, нахождение
предложения с предлогому.ФИМА
Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.
Словарь
названия: танкист, летчик, моряк, вертолетчик, десантник, пограничник, пехотинец, артиллерист, ракетчик,
пулеметчик, кавалерист, воин, солдат,
герой, защитник, боец, танк, ракета, вертолет, самолет, катер, корабль,
крейсер, орудие, ружье, пулемет, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, кавалерия, каска,
шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга,
щит, море, космос, Родина, Россия, Отчизна, Русь, Отечество, Москва, знамя,
герб, флаг, сила, смелость, ловкость;
признаки: смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, военный, трудная, почетная, опасная,
героический, отважный, нужный, необходимый,
внимательный, заботливый, ловкий, сильный;
действия: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, сохранять, гордиться, трудиться, воевать,
биться, драться, сражаться, маршировать,
стрелять, летать, прыгать, добывать, следить.
Лексико-грамматический строй
речи
Игра «Скажи
иначе» — подбор синонимов
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя,
просторная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная,
милая.
Родина — Отечество, Отчизна, Отчий
дом.
Игра «Телефон» — припоминание родственных
слов.
Отец — Отечество, Отчизна, Отчий
дом. Род — родной, родимый, родители, родительский,
родственники, Родина.
Образование множественного числа
существительных в именительном
и родительном падежах «Один — много»
Танкист — танкисты —
танкистов, летчик — летчики — летчиков, моряк — моряки — моряков, солдат — солдаты — много солдат,воин — воины — воинов,
герой — герои — героев,ракета — ракеты — ракет,
шашка — шашки — шашек,пилотка — пилотки — пилоток,лодка — лодки —
лодок,пехотинец — пехотинцы —
пехотинцев,десантник — десантники —
десантников,пограничник — пограничники —
пограничников.
Образование существительных
множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Один солдат — два солдата —
пять солдат- нет пяти солдатов,
один матрос — два матроса —
пять матросов,
один пехотинец — два пехотинца
— пять пехотинцев,
один летчик — два летчика —
пять летчиков,
один парашютист — два
парашютиста — пять парашютистов,
одна пушка — две пушки — пять
пушек,
один пистолет — два пистолета
— пять пистолетов,
одно ружье — два ружья — пять
ружей.
Образование существительного,
обозначающего профессию «Назови
по образцу»
Артиллерия — артиллерист,вертолет — вертолетчик,кавалерия — ... ,пехота — ... ,разведка — ... ,танк — ..пулемет — ... ,десант — ... ,граница — ... ,море — ... ,парашют — ... ,ракета — ... ,космос — ... .
Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»
Пограничник охраняет границу,
танкист управляет танком, моряк десантник ... , пулеметчик ... .
Построение монолога «Чем
похожи и чем отличаются?»
Самолет и вертолет; танк и бронетранспортер; катер и подводная
лодка.
Связная речь
1 Мое отечество — Россия. Разговор об Отечестве.Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша
большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как
называется наша страна? Назовите ее
имя.
Наша Родина — Россия.
А мы, живущие в России, —
россияне.
Именем Русь называли Россию наши далекие предки русичи в древние времена. Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огромные
леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели,
от уничтожения, от врагов земли
русской. А теперь уже наша очередь — беречь, хранить, защищать родную землю,
родную природу, свою
большую прекрасную Родину Россию.
(любить ее;беречь каждый кустик, дерево, травку;защищать;сохранять
ее богатства;работать;трудиться;не давать загрязнять леса, реки...;не допускать пожаров).
Мать.)
Как в народе
ласково называют маму, мать? (Матушка.) Подберем признаки к нашей Родине, России.
любимая необъятная могучая
родная бескрайняя беззащитная
Текст для
пересказа ( заучивания):
НАШЕ ОТЕЧЕСТВОПо К. Д. Ушинскому
Наше Отечество, наша Родина —
матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней
мы родились, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими
водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших
государств, но одна у человека родная
мать, одна у него и Родина.
2. Запомни пословицы:Человек без Родины, что соловей без песни.
3. Выучить
стихотворение: Родина А. Прокофьева
На широком просторе предрассветной
порой
Встали алые зори над
родимой страной.
С каждым годом все
краше дорогие края...
Лучше Родины нашей
нет на свете, друзья!
4
Навек запомни
Куда б ни шел, ни ехал ты, но
здесь остановись,
Могиле этой дорогой всем
сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтер, ученый иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит твой
самый лучший друг.
И для тебя и для меня он сделал
все, что смог:
Себя в бою не пожалел, а Родину
сберег.
М. Исаковский
Родина
На широком просторе
предрассветной порой Встали алые зори над родимой
страной. С каждым годом все краше дорогие края... Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!
А. Прокофьев
Комментариев нет:
Отправить комментарий