воскресенье, 15 ноября 2015 г.

16.11.2015 – 20.11.2015- темы недели: Звуки х-хь. Буква Х.Продукты питания . Злаки. Хлеб. От зернышка к буханке.



Артикуляционная и пальчиковая минигимнастика (разминка).
1.  Дыхательное упражнение "Холодная струя": губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
2.   Произнеси звук С-С-С длительно на одном выдохе.
Контролируй в зеркале положение губ ("Улыбка"), зубов ("Заборчик" со щелью), ладо­нью — воздушную струю (холодная, идущая вниз)

Скороговорка: Булку,баранку,батон и буханку пекарь испек спозаранку.

Упражнения  на  развитие  мелкой  моторики:
·         сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
·         разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
·         отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя   положение:
    ладонь — ребро (одной и двумя руками);
·    поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в за­данном темпе по поверхности стола;

Фонематические  процессы

Повторить за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Подобрать слова со звуком [X], состо­ящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длин­ное слово и самое короткое.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяс­нить ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец,лодырь.
Грамота
 Выкладывание слов из букв разрез­ной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными бук­вами:уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъяв­ления:У Хомы хата.

Лексико-грамматический  строй  речи
Образование простых причастий «Назови по образцу»
Убирать — убранный, печь — печенный, выращивать -выращенный, косить — кошенный, резать — резанный
Образование существительных в родительном падеже
 «  Назови  со  словом  «нет»: подсолнечник  -  нет  подсолнечника                         рожь  -  нет  ржи
«По­считать от двух до десяти парами и обратно»:
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен — десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна,
То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, су­харь.
Поиск однокоренных слов
«Подобрать родственные слова»
Хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник,
хлебороб, хле­борезка, хлебозавод;
Булка, булочка, булочная;
Колос,   КОЛОСОК, колосья, колосится.
Образование относительных прилагательных
Игра «Назови   какой, какая, какое?»
Поле с рожью— ржаное, … пшеницей  -пшеничное,... овсом   -   овсяное,
маслоиз  льна  -   льняное,… подсолнечника  -  подсолнечное,…  кукурузы  -  кукурузное,
хлеб из  ржи  -  ржаной,... пшеницы — пшеничный;
каша  из  пшена  -  пшенная,… овса -  овсяная,… Поиск  определений« Назови, какой  бывает  хлеб?»
Пшеничный , мягкий ,  полезный ,  душистый,  ароматный,  пропеченный,   ржаной ,  вкусный,  пышный,  пахучий,  аппетитный,  сухой,  свежий, подовый,  хрустящий,поджаристый, поджаренный, черствый.
Образование прилагательных от существительных.
Образование и употребление сложных слов (хлеб-о-роб, хлеб-о-комбинат,= и т.д.).
Согласование глаголов с существительными в косвенных падежах.
Согласование существительных с числительными.
Связная  речь
Как растят хлеб.   Люди пашут землю, боронят пашню, сеют зерно, ухажи­вают за всходами, убирают урожай, везут зерно на элеватор, хранят его там, потом мелют зерно на мельнице, де­лают из муки тесто, пекут хлеб.
Поиск соответствующего понятия
«Откуда хлеб пришел»Откуда хлеб пришел? — ... (Из магазина.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»
Например. Пшеница — это злак. Пшеница растет на пше­ничном поле. Колос пшеницы — пшеничный. Мука из пшени­цы — пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине — конце лета комбайнами.
Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»
Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).

Связная речь. Составление рассказа по демонстрируемому действию (замес теста, выпечка печенья) и по опорным картинкам.
заучивание пословиц и загадок о хлебе.
Распространение предложений словами- действиями, выделение глаголов из предложений.
Ходит дом ходуномНа столбе золотом. (Колос)
Пузырюсь я и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто)
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн.)
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью и печи накаляется,
Люди запахом смо привлекаются. (Хлеб.)
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб).
Хлеб
Даже стены тут приятны —
Пахнут хлебом ароматным.
Много  дружных  пекарей
Хлеб  пекут  здесь  на  заре.

А  потом  его   в  машины  -
И  развозят  в  магазины.
Вот  откуда  к  нам  на  стол
Вкусный  теплый  хлеб  пришел


Выучите с ребенком четверостишие Я.Акима:
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.


Комментариев нет:

Отправить комментарий