Артикуляционная и пальчиковая минигимнастика (разминка).
1. Дыхательное упражнение "Холодная
струя": губы сомкнуты (с небольшой щелью) и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом
вниз по подбородку на грудь.
2. Произнеси
звук С-С-С длительно на одном выдохе.
Контролируй в зеркале положение губ ("Улыбка"),
зубов ("Заборчик" со щелью), ладонью — воздушную струю (холодная, идущая вниз)
Скороговорка:
Булку,баранку,батон и буханку пекарь испек спозаранку.
Упражнения на развитие
мелкой моторики:
·
сжимать
резиновую грушу или теннисный мячик;
·
разгибать
и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
·
отхлопывать
ритм ладонями по столу, затем чередуя положение:
ладонь — ребро (одной и двумя руками);
·
поочередно
каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;
Фонематические процессы
Повторить
за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех,
четырех слогов.
Из
ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X]
стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все
слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.
Назвать
лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить ребенку значение
незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта,
хобот; хищный, химия, пихта,
хижина.
Выбрать из ряда слов те,
которые рифмуются со словом
храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит,
подходит это слово к слову
храбрец или нет.)
молодец, весельчак,
сорванец, плакса, хитрец,лодырь.
Грамота
Выкладывание
слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными
буквами:уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с
помощью букв разрезной азбуки:муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения
по памяти после зрительного предъявления:У Хомы хата.
Лексико-грамматический
строй речи
Образование
простых причастий «Назови по образцу»
Убирать — убранный, печь — печенный, выращивать -выращенный, косить — кошенный, резать — резанный
Образование
существительных в родительном падеже
« Назови
со словом «нет»: подсолнечник -
нет подсолнечника рожь -
нет ржи
«Посчитать от двух до
десяти парами и обратно»:
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен,
десять зерен — десять зерен, восемь зерен,
шесть зерен, четыре зерна, два зерна,
То же со словами: подсолнечник, кукуруза,
лепешка, пышка, сухарь.
Поиск
однокоренных слов
«Подобрать
родственные слова»
Хлеб, хлебный, хлебница,
хлебушек, нахлебник,
хлебороб, хлеборезка, хлебозавод;
Булка, булочка, булочная;
Колос, КОЛОСОК, колосья, колосится.
Образование относительных прилагательных
Игра «Назови какой, какая, какое?»
Поле с рожью— ржаное, … пшеницей -пшеничное,... овсом - овсяное,
маслоиз льна -
льняное,… подсолнечника -
подсолнечное,… кукурузы -
кукурузное,
хлеб из ржи - ржаной,... пшеницы —
пшеничный;
каша
из пшена -
пшенная,… овса
- овсяная,… Поиск
определений« Назови, какой бывает
хлеб?»
Пшеничный , мягкий ,
полезный , душистый, ароматный,
пропеченный, ржаной , вкусный,
пышный, пахучий, аппетитный,
сухой, свежий, подовый, хрустящий,поджаристый, поджаренный, черствый.
Образование прилагательных от
существительных.
Образование и употребление сложных слов (хлеб-о-роб, хлеб-о-комбинат,= и т.д.).
Согласование глаголов с существительными в косвенных
падежах.
Согласование существительных с числительными.
Связная
речь
Как растят хлеб.
• Люди пашут землю, боронят пашню, сеют
зерно, ухаживают за
всходами, убирают урожай, везут зерно на элеватор, хранят его там, потом мелют зерно на мельнице, делают
из муки тесто, пекут хлеб.
Поиск соответствующего понятия
«Откуда хлеб пришел»Откуда хлеб пришел? — ... (Из магазина.)
А в
магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что
делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из
чего? — ... (Из муки.)
Из чего
мука? — ... (Из зерна.)
Откуда
зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда
пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее
посеял? — ... (Хлеборобы.)
Построение монолога
«Составь рассказ о пшенице»
Например. Пшеница — это злак. Пшеница растет на пшеничном поле. Колос пшеницы — пшеничный. Мука из
пшеницы — пшеничная.
Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине —
конце лета комбайнами.
Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»
Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на
ощупь, вкус).
Связная речь. Составление рассказа по демонстрируемому действию (замес
теста, выпечка печенья) и по опорным картинкам.
заучивание
пословиц и загадок о хлебе.
Распространение
предложений словами- действиями, выделение глаголов из предложений.
Ходит дом ходуномНа столбе золотом. (Колос)
Пузырюсь я и пыхчу, Жить
в квашне я не хочу. Надоела
мне квашня, Посадите в
печь меня. (Тесто)
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет
— урожай соберет. (Комбайн.)
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью и печи накаляется,
Люди запахом смо привлекаются. (Хлеб.)
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб).
Хлеб
Даже стены тут приятны —
Пахнут хлебом ароматным.
Много
дружных пекарей
Хлеб
пекут здесь на
заре.
А
потом его в
машины -
И
развозят в магазины.
Вот
откуда к нам
на стол
Вкусный теплый хлеб
пришел
Выучите с ребенком четверостишие Я.Акима:
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь
на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, Сил для
хлеба не жалеют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий