Упражнение
«Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.].
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая,
будто катят
Кати
по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он
превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой
круг.
И
станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех
комков.
Его улыбка так
светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза,
прикрывают голову
ладошкой, дотрагиваются доноса, встают прямо, как бы держат воображаемую
метлу.
Но
солнце припечет слегка— Медленно приседают.
Увы!
— и нет снеговика. Разводят руками, пожимают
плечами.
с движением.]
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с
указательного, по ладони правой руки
Я зиму, и снег,и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с
указательного, по ладони левой руки.
Но где же
снежинки?В ладошке вода. На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
Куда же исчезли
снежинки? Куда?
На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать
Растаяли хрупкие
льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Физминутка: «Снежинки
кружатся».
Дети кружатся, делают плавные движения руками.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Фонематические процессы, звуковой анализ 1.Звуковая характеристика звуков [с]
и [сь]
2.Игра «Третий лишний».
— Назовите лишний
звук, который не подходит к остальным звукам.
ОУМ ВНК
ПьТьК
КНА КТьППТВ
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать
слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:
совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка,
ветка — корова —
клетка — сетка, каток —дом — моток — поток.
3Проговаривать скороговорку
(звук [С] произносится взрослым утрированно). Везет Санька Соньку на
санках.Санки — скок, Саньку — с ног,Сонька — бух в сугроб!
4.Повторить за взрослым серию слогов:са-со-су-сы;
ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
5.Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...
6.Закончить слово слогами:
СА: ли..., ко..., кляк..., ро...,
плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но...,
ле..., воло..., коло..., голо...
8.Дидактическое упражнение «Хлопни
в ладошки, если ниишь звук [С']»:сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась,
апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
9.Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой
1нковый звук во всех этих словах?Синий, селедка, синица, сито, сетка.
10.Выучить чистоговорки:Ся-ся-ся — мы видели
гуся.Се-се-се — еду на гусе.Си-си-си — сено принеси.Ась-ась-ась — плывет
карась.
11.Дифференциация звуков [С] — [С']- идактическое
упражнение «Скажи наоборот»:са-ся, ся-са, ..., ас-ась, ась-ас...
13.Повторить за взрослым серию слогов:са-са-ся,
ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.
14.Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С]
и [С']):
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
15.упражнение
«Большой — маленький» — упражнение в ообразовании (обратить внимание на
появление звука [С'] в образованном слове):нос — носик, пес — ..., кокос — ...,
насос — ..., колесо — ..., сосна — ..., коса — ..., ананас —
Лексико-грамматический строй речи
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Снег — снежок, мороз
— морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
Образование
существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»
Снег — снегов,
много снега, лед — льдов, много
льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа — стуж, холод — холодов, забава —
забав.
«Подбери родственные слова»
Снег
— снежок,снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка,
озимь, зимующие, озимые
мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный,
мороженое;
лед
— ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый Дидактические игры: «Телефон»
(назови приметы зимы),
«Скажи наоборот» (слова-антонимы), «Живые слова», «У кого кто? (птенцы)». Поиск логической ошибки (нарушения
причинно-следственных связей) «Найди
ошибку»
Река замерзла,
потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)
Подбери
действия:
воробей- летает, чирикает, строит гнездо, выводит
птенцов, заботится, добывает корм...
Подбери
родственные слова:
снегирь - снег, снегириха,
снегиренок, снежок, снежки, снежинки,
снеговик, подснежник, заснеженный,
Снегурочка, снежный, снегириный...
Образуй
признак (от предметов):
ворона - вороний, вороново, воронья, вороньё.
Образуй признак (от действий:летать
- летящий, летевший, летающий.
Подбери предметы к признакам:Голубиный -… Голубиное -…Голубиные-
Назови ласково:ворона - воронушка,
Назови детенышей (птенцов): ворона -
вороненок,
Скажи иначе (синонимы):
летать - порхать, носиться, мчаться, виться, парить, реять... проворная синичка - ловкая, шустрая,
юркая,увертливая...
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Синица, воробей, грач,снегирь.
Дидактическая
игра «Подбери признак» (согласование имен существительных с
прилагательными): синица (какая?) —
..., голубь (какой?) Посчитайптиц до 10
и обратно.
Связная речь
Связь слов в предложении «Составь предложения по
опорным
словам»
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, катаются.
Снежки,
играют,мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
Стих «Кормушка»
Рано утром на опушке Мы повесили кормушку
Для щеглов, и для
синичек, И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на
опушку, Угощенье ждет в кормушке.
Составить описательные
загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые
полоски. Целый день чирикает и
прыгает. — Воробей.
Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь
хлеб. На другой день птицы опять
прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла
кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой
(рассказ из личного опыта).
СНЕГИРЬ
Наряднее становится зимняя природа, когда
прилетают к нам красавцы снегири.
Снегирь — красногрудая птичка с серой спинкой и
черной головкой. Держатся снегири
небольшими стайками, питаются почками растений,
семенами деревьев и кустарников, ягодами.
Снегири украшают
нашу зимнюю природу.
По П. Соколову
МЫ - ВАШИ ДРУЗЬЯ
Пришла зима.
Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы -остались
с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не пишитесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна
стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни,
осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед.
Помогите нам!
Расскажи о
птице по плану:
Кто это (название)?
Какая это птица (перелетная, зимующая)? Внешний вид (размер, окраска перьев, строение). Чем питается? Как поет? Как зимует? Птенцы
Комментариев нет:
Отправить комментарий