Учим
скороговорки:
Крошки хомяк за щеку клал. Корм хорек из хлева украл.
Сух сук нес барсук.
Подвижная
игра «Ежик». [Развитие общей моторики, координации речи с
движением.]
Желтых
листьев целый ворох, Сидят на
корточках
Ветра нет, а в листьях шорох., выполняют взмахи руками вправо-влево
Это еж,
почуяв осень, На иголках их уносит.. Передвигаются по кругу на корточкахХорошо, что
он колючий,— Встают, выполняют прыжки на носочках.
Руки
держат на поясе.
Сам теперь
как листьев куча!
Нужно листьями скорей Спальню выстелить в норе.
Опять приседают и выполняютвзмахи руками
Фонематические
процессы
1.Дифференциация звуков [К] — [X]. Вспомнить с
детьми артикуляцию, символы и характеристику звуков [К] и [X].
2.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:ка-ха,
ко-...; ху-ку, хо-...
3.Повторить за взрослым серию слогов:
ка-ка-ха, ха-ха-ка,
ка-ха-ха, ха-ка-ка, ка-ха-ка, ха-ка-ха.
4.Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в
названии которых есть звуки [К] и [X], разделить слова на слоги, определить
место звуков в словах.
5.Предложить ребенку сравнить слова по звуковому
составу, найти сходство. Какой звук стоит в начале слов? в конце слов?
Хомяк, хорек, хряк.
6.Найти лишнее слово в
ряду (по наличию звуков [К] и [X]):
хлеб, порох, клад, пух;
каша, макароны, ухо,
красный.
7.Заменить звук [X] на звук [К] в словах. Какие слова
получились? Составить предложения с этими словами:мах — мак, мох — ..., пух —
..., сох — ...; хлоп — ..., хорь — ...; рубаха — ..., муха — ..., махал — ...
8.Дифференциация звуков
[К'] — [X']. Вспомнить с ребенком артикуляцию, символы и характеристику звуков
[К'] и [X'].
9.Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот»:кя-хя, ки-...; хи-ки, хю- ...
10.Повторить за взрослым
ряд слогов:
кя-хя-хя, хя-кя-кя,
кя-хя-кя, хя-кя-хя, кя-кя-хя, хя-хя-кя.
11.Закончить слова
нужным слогом:
КИ, ХИ: пету...,
карандаши..., пасту..., лопу..., ру..., ручей...
12.Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в
названии которых есть звуки [К'] и [X'], разделить слова на слоги, определить
место звуков в словах, составить с этими словами предложения.
13.Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К'] и
[X']):
химия, хирург, Киев, хищный; Кирилл, икра, мох, молоток.
Анализ слова хищники: какой первый звук в слове? предпоследний?
Расширение словарного
запаса детей:
названия: белка,
лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, рога, копыта, туловище,
клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура,
пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога,
логово, нора, дупло, пещера;
признаки: лохматый,
косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый,
острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный;
действия: добывать,
прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться, плавать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И
УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй
речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови
ласково»
Белка — белочка,
медведь — медведушка,еж —
ежик,
заяц — зайчик, лось — лосик, тюлень — тюленюшка,
морж — моржонок.
Образование существительных в единственном и множественном числе с
уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого — кто?» (детям 5—8 лет)
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у оленухи-оленятау медведицы
— медвежонок, медвежата.
Образование существительных в родительном
падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один — много»
Белка — много белок — бельчат, лиса — лис —лисят,
еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат,
волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят,
медведь — медведей — медвежат, олень — оленей — оленят,
Образование притяжательных
прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?»
(детям 6—8 лет)
У лисы хвост — лисий,
лапы
— лисьи,
морда
— лисья,
по
образцу: у медведя, волка, зайца.
Лексический
строй речи
Классификация понятий
«Назови лишнее слово»
Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);
лиса, волк, овца, белка (овца);
корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).
Выбор соответствующего
понятия «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается
медленнее?
(Отвечать полным предложением.
Например:
черепаха двигается медленнее.)
Построение монолога
«Опиши любого зверя по плану»:
1) название;
2)
где живет
(Север, жаркие страны ...);
3)
внешний вид
(размер, окраска, длина шерсти, отличительные
признаки — у слона хобот и т.п.);
признаки — у слона хобот и т.п.);
4)
жилище (берлога, нора, дупло ...);
5)
повадки;
6) как добывает корм;
7) как защищается;
8) чем питается;
9) кто является его врагом;
10) как называются его
детеныши.
Автоматизация правильного произношения и дифференциация
сонорных звуков.
Учимся
рассказывать стихотворение четко, выразительно.
Собрались и
полетели Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями
старой ели Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех
оделся белый,Стало зайчику тепло.
Носит белка
месяц целый Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темнойЗа добычей по лесам.
Меж кустов к
тетерке сонной Пробирается лиса.
Прячет на зиму
кедровкаВ старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют
глухари.
Зимовать к нам прилетели Северяне-снегири.
-О чем это стихотворение?
Как же животные готовятся к зиме? Что об этом говорится
в стихотворении?
Пересказ рассказа А. Клыкова «Медведь». [Обобщение и
систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого
слуха.]
К осени у
медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным,
пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства
берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.
Скачет по лесу трусишка В сером летнем армячишке.
А зима придёт — Шубку белую найдёт.
Подсказка:
Назови зайца ласково - зайка, зайчик, заинька,заюшка, зайчишка.
Детёныши зайца —
зайчонок, зайчата. Мама
у зайчат - зайчиха. Хвост
у зайца - заячий.
Избушка у зайца — заюшкина. Капуста у зайки — зайкина.
4.
Упражнение в употреблении антонимов — игра«Скажи
наоборот».
Образец:
У зайки короткие уши. — Нет, уши у зайки длинные.
У зайца большой длинный хвост. —
У зайца короткие
слабые задние ноги. —
У зайца плохое
зрение. —
Заяц медленно
ходит. —
Заяц — могучий,
сильный зверь. —
Заяц хитрый и
злой. —
Заяц очень
храбрый. —
Заячья шуба
жёсткая и холодная.—
Чтение и
пересказ рассказа
«Как заяц зимует».
Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни
гнезда. Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зайки тёплая-тёплая,
пушистая-пушистая, белая-белая. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в
такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мороза спасёт и от
охотников и лисы скрывает.
Днём заяц спит. Но глаза у него открыты и зорко
следят: нет ли врага поблизости.
И уши навострил во сне. Одно ухо торчит вверх, другое
прижал к голове и прислушивается: не подкрадывается ли кто к заиньке.
А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается
заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы
и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки кустарников. Когда снега
мало, и он неглубокий, заяц разрывает лапками снежные сугробы на полях и
лакомится зелёной озимью.
Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди — все
охотятся за зайцем.
Заяц всех боится
и спасается бегством. Зайца спасает его тонкий слух, острое зрение и сильные,
быстрые ноги.
Закрепление образования и
употребления притяжательных прилагательных от слова заяц —
Ответы на вопросы логопеда
по образцу: Образец:
Чей у зайца хвост? — Хвост у зайца заячий.
Чья у зайцй шуба? —
Чьи у зайца уши? —
Чья у зайца голова? —
Чьи следы на снегу оставляет заяц? -—
Чьи быстрые ноги спасают зайца? —
Чей тонкий слух помогает зайцу спастись? —
Чьи глаза не спят, когда заяц спит? —-
Чей у зайца страх? —
5.
Договаривание предложений с пропущенными
предлогами за, из-за, под, из-под.
Днём заяц спит (под) кустом. Белая заячья шубка не видна
(из-за) куста. Она кажется белым сугробом. Ночью заяц осторожно
выглядывает (из- под) куста. Сначала
(из-за) куста показалось длинное заячье ухо, затем, выскочив (из-под) куста, заяц мчится к озимому полю (за)
деревней. Заячьи лапки разгребают рыхлый снег и добывают лакомые зелёные ростки (из-под) сугроба.
6.
Счет — от1 до 10 словосочетания: заячий след,заячье
ухо, заячья лапа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий