воскресенье, 8 ноября 2015 г.

9.11.2015 – 13.11.2015 Темы недели:Звуки п-т-к.Буквы П-Т-К. Азбука безопасности.Правила дорожного движения.




Игры и упражнения. Координация речи с движением:
Мчатся бешено машины — По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине Слышен шепот — шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине: «Я спешу, спешу, спешу!»Ю. Разумовский

Физкультминутка со скороговоркой на звукРР':
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.


Скороговорки
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.
Краб карабкается на корабль, А каракатица с корабля катится.С. Дорохов
Об коряги корабль все борта поцарапал!Трамвай травмировал троллейбус.


Звуки п-т-к.
1. Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребенок слушает и называет слово, которое отличается от остальных по своему звуковому составу:винт — винт — бинт — винт; минута — минута — монета — мину­та; билет — балет — балет — балет; буфет — буфет — букет — буфет; дудка — будка — дудка — дудка.
2. Дидактическое упражнение «Хлопни на два (три, четы­ре...) раза меньше (больше), чем я». Взрослый хлопает в ладоши несколь­ко раз (ребенок при этом закрывает глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на два (три, четыре...) раза больше (меньше), чем сделал это взрослый.
3. Дифференциация звуков [П] — [Т] — [К].Вспомните артикуляцию звуков [П], [Т], [К], характеристики и обозначение .
Дидактическое упражнение «Закончи слово». Взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает только последний его звук (слог).П, Т, К: самоле..., со..., су..., ма..., като..., бан..., бин..., вено..., лиф..., биле..., бале..., вени...;
КА, ТА, ПА: поч..., мар..., пар..., ли..., кас..., рубаш...
Повторить за взрослым серии слогов:
па-па-та, па-та-па, та-па-па, та-па-та...; ка-та-ка, та-ка-ка, та-ка-та, ка-та-та...; па-та-ка, ка-та-па, па-ка-та, та-па-ка...; кта-кто-кгу-кты; акт-окт-укт-икг...; пта-пто-пту-пты; апт-опт-упт-ипт...
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в назва­нии которых есть звук [К], затем — звук [П], потом — звук [Т], разделить слова на слоги, определить место звука в словах (при затруднении ис­пользовать карточку и синий кружок). Придумать с каждым словом пред­ложение.
Заменить звук [К] на звук [Т] в словах. Какие слова получатся? Составить предложения с каждой парой слов:
Коля — Толя, как — ..., комик — ..., копить — ..., кочка — ..., кучка — ..., качка — ...; рок — рот, ток — ..., бок — ..., брак — ..., мак — ...
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П], [Т], [К]):коса, торшер,крыша, крыса; труба, трусы, ковер,троллейбус; паром, пар, Толя,пруды; троллейбус, трамвай, прыгун,трус. .
 Назвать первый и последний звук в словах:кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт, потолок, топот, капот, котенок, тростник.


Азбука безопасности.Правила дорожного движения.
Грамматический  строй  речи
Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один много»
Автобус — автобусы — автобусов,
грузовик — грузовики — грузовиков,
поезд — поезда — поездов, машина — машины — машин,
троллейбус — троллейбусы — троллейбусов,
лодка — лодки — лодок, электричка — электрички — электричек,
колесо — колеса — колес, самолет — самолеты — самолетов,
пилот — пилоты — пилотов, корабль — корабли — кораблей,
телега — телеги — телег.
Связь слов в предложении «Составь предложение правильно»
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко. Едет, тропинка, велосипедист.
Большой, волны, корабль, плывет.Шоссе, автомобиль, мчится.

Образование существительных   префиксальным способом «Придумай новые слова    (детям    6 – 8 лет)
Ехать — переехать, недоехать, выехать, заехать, объехать, наехать;
плыть — ... ; лететь — ... ;бежать— ... ;ходить — ....
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)
Шина для автомобилей (какая?) — автомобильная,
билет на автобус (какой?) — автобусный,
 масло для машин (какое?) — машинное.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто чем управляет?»
Автобусом управляет (водитель);
грузовиком управляет (шофер);
поездом управляет (машинист);
вертолетом управляет (вертолетчик);
самолетом управляет (летчик);
кораблем управляет (капитан);
мотоциклом управляет (мотоциклист);
велосипедом управляет (велосипедист);
ракетой управляет (космонавт).
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет);
катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл);
троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).

Поиск соответствующего понятия «Угадай и  назови » (детям 68 лет)
Как называются машины, которые:
  убирают мусор (мусороуборочные),
  перевозят грузы (грузовые),
  людей (пассажирские: автобусы, троллейбусы),
  приезжают к больным («скорой помощи»), на пожары (по­жарные).


Построение монолога «Составь рассказ по плану»
1)как называется это транспортное средство;
2)из каких частей оно состоит;
3)чем приводится в движение;
4)где движется этот транспорт;
5)для чего используется, что перевозит;
6)кто управляет этим видом транспорта.



Текст для запоминания
                                                             
Мчатся по улице    автомобили..
Обрати внимание:  на  многих  автомобилях  нарисованы  яркие
Отличительные  знаки. А  иногда  и  весь  автомобиль  окрашен  в  яркий, заметный цвет. Для  чего  это  надо?
Вот проехал автомобиль – цистерна. Он возит какую-тожид­кость: чистую воду (голубая цистерна),молоко(светло-желтая­
ци
стерна), цемент (оранжевая).,.Теперь узнаешь эти
ма­
шины? Несколько раз медленно повторислово «цистерна»!
Промчался   красный автомобиль - пожарная машина, у этой ма­шины еще есть отличительные  звуковые   и   световые   сигналы.  Какие?
Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональнаясиняя полоса.
Машина с красным крестом наборту — санитарная (карета «ско­рой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?
Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?
Милицейская машина — она очень заметная, на борту — гори­зонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и зву­ковые сигналы. Какие?
Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название реф­рижератор. Постарайся четко произнести это название машины.
За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и чет­ко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.

Правила уличного движения

Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.
Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным
до­рожкам или подземным переходам.
Сойдя с тротуара, нужно посмот­реть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.
Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.
КТО СИЛЬНЕЕ?
Алеша всегда пристает к Антону с разными вопросами:
  А сколько километров до неба?
  А что глубже: море или океан?
  А кто сильнее всех?
  Посмотри вон туда,— говорит Антон. — Видишь кран? Какую
тяжесть он поднимает — целый вагон.
  А кто сильнее крана?
  Видишь поезд? Впереди — синий электровоз. Он тянет целых
пятьдесят вагонов. И они доверху нагружены. Он посильнее крана.
  А кто сильнее электровоза?
  Вон, смотри, — говорит Антон. — Видишь, грузят корабль.
У него огромное брюхо. Туда влезут 25 таких поездов.
  А кто самый сильный? — не унимается Алешка.
  Думай сам! Кто заставляет работать кран, бежать по рельсам
электровоз, плыть корабль?
  Люди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий