Игры и упражнения. Координация речи с движением:
Мчатся бешено
машины — По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся
лавине Слышен шепот — шу-шу-шу.
Это шина шепчет
шине: «Я спешу, спешу, спешу!»Ю. Разумовский
Физкультминутка
со скороговоркой на звукРР':
Тридцать
три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Скороговорки
Вез корабль
карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.
Краб карабкается на
корабль, А каракатица с корабля катится.С. Дорохов
Об коряги корабль все борта поцарапал!Трамвай травмировал троллейбус.
Звуки п-т-к.
1.
Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребенок слушает и называет слово,
которое отличается от остальных по своему звуковому составу:винт — винт — бинт
— винт; минута — минута — монета — минута; билет — балет
— балет — балет; буфет — буфет — букет — буфет; дудка — будка — дудка
— дудка.
2.
Дидактическое упражнение «Хлопни на два (три, четыре...) раза меньше (больше),
чем я». Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом закрывает
глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на два (три, четыре...) раза больше
(меньше), чем сделал это взрослый.
3.
Дифференциация звуков [П] — [Т] — [К].Вспомните артикуляцию звуков [П], [Т],
[К], характеристики и обозначение .
Дидактическое
упражнение «Закончи слово». Взрослый произносит начало слова, а ребенок
договаривает только последний его звук (слог).П, Т, К: самоле..., со..., су...,
ма..., като..., бан..., бин..., вено..., лиф..., биле..., бале..., вени...;
КА,
ТА, ПА: поч..., мар..., пар..., ли..., кас..., рубаш...
Повторить за взрослым серии слогов:
па-па-та, па-та-па, та-па-па, та-па-та...; ка-та-ка,
та-ка-ка, та-ка-та, ка-та-та...; па-та-ка, ка-та-па, па-ка-та, та-па-ка...;
кта-кто-кгу-кты; акт-окт-укт-икг...; пта-пто-пту-пты; апт-опт-упт-ипт...
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [К], затем — звук [П], потом — звук [Т], разделить слова на
слоги, определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку
и синий кружок). Придумать с каждым словом предложение.
Заменить звук [К] на звук [Т] в словах. Какие слова
получатся? Составить предложения с каждой парой слов:
Коля
— Толя, как — ..., комик — ..., копить — ..., кочка — ..., кучка — ..., качка —
...; рок — рот, ток — ..., бок — ..., брак — ..., мак — ...
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П], [Т],
[К]):коса, торшер,крыша, крыса;
труба, трусы, ковер,троллейбус;
паром, пар, Толя,пруды;
троллейбус, трамвай, прыгун,трус.
.
Назвать первый и последний звук в
словах:кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт, потолок, топот, капот,
котенок, тростник.
Азбука безопасности.Правила
дорожного движения.
Грамматический строй
речи
Образование существительных
множественного числа в именительном
и родительном падежах «Один — много»
Автобус — автобусы — автобусов,
грузовик — грузовики — грузовиков,
поезд — поезда — поездов, машина — машины — машин,
троллейбус — троллейбусы —
троллейбусов,
лодка — лодки — лодок, электричка — электрички — электричек,
колесо — колеса — колес, самолет —
самолеты — самолетов,
пилот — пилоты — пилотов, корабль — корабли — кораблей,
телега — телеги — телег.
Связь слов в предложении «Составь
предложение правильно»
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко. Едет, тропинка,
велосипедист.
Большой, волны, корабль, плывет.Шоссе, автомобиль,
мчится.
Образование существительных префиксальным способом «Придумай новые
слова (детям 6 – 8 лет)
Ехать —
переехать, недоехать, выехать, заехать, объехать, наехать;
плыть — ... ; лететь — ...
;бежать— ... ;ходить — ....
Образование относительных
прилагательных «Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)
Шина для
автомобилей (какая?) — автомобильная,
билет на автобус
(какой?) — автобусный,
масло для машин (какое?) — машинное.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто
чем управляет?»
Автобусом
управляет (водитель);
грузовиком
управляет (шофер);
поездом управляет (машинист);
вертолетом
управляет (вертолетчик);
самолетом
управляет (летчик);
кораблем управляет (капитан);
мотоциклом
управляет (мотоциклист);
велосипедом
управляет (велосипедист);
ракетой управляет (космонавт).
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Автобус, трамвай,
самолет, автомобиль (самолет);
катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл);
троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).
Поиск
соответствующего понятия «Угадай и
назови » (детям 6—8 лет)
Как называются машины, которые:
— убирают мусор (мусороуборочные),
— перевозят грузы (грузовые),
— людей (пассажирские: автобусы, троллейбусы),
— приезжают к больным («скорой
помощи»), на пожары (пожарные).
Построение монолога «Составь рассказ по плану»
1)как называется
это транспортное средство;
2)из каких частей
оно состоит;
3)чем приводится в
движение;
4)где движется
этот транспорт;
5)для чего
используется, что перевозит;
6)кто управляет
этим видом транспорта.
Текст для
запоминания
Мчатся
по улице автомобили..
Обрати внимание:
на многих автомобилях
нарисованы яркие
Отличительные знаки. А
иногда и весь
автомобиль окрашен в
яркий, заметный
цвет. Для чего
это надо?
Вот проехал
автомобиль – цистерна. Он возит какую-тожидкость:
чистую воду (голубая цистерна),молоко(светло-желтая
цистерна), цемент (оранжевая).,.Теперь узнаешь эти
машины? Несколько раз медленно повторислово «цистерна»!
цистерна), цемент (оранжевая).,.Теперь узнаешь эти
машины? Несколько раз медленно повторислово «цистерна»!
Промчался красный автомобиль - пожарная машина, у этой машины еще есть отличительные звуковые и
световые сигналы. Какие?
Легко узнать почтовую машину, у
нее на борту — диагональнаясиняя
полоса.
Машина с красным крестом наборту — санитарная (карета
«скорой помощи»). Как и у
пожарной — у нее свои сигналы. Какие?
Легковые и грузовые такси тоже легко
узнать: впереди горит яркий
зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?
Милицейская машина — она очень заметная, на борту — горизонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои
световые и звуковые сигналы. Какие?
Вот едет огромная машина-холодильник,
она носит название рефрижератор.
Постарайся четко произнести это название машины.
За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и
пешеходов. Медленно и четко
произнеси слова: милиционер-регулировщик,
регулировать.
Правила уличного движения
Улицу
можно переходить только при зеленом свете светофора.
Переходить улицу нужно спокойно и
только по пешеходным
дорожкам или подземным переходам.
Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, нет ли там машин, а
дойдя до середины улицы — направо.
Нельзя играть на мостовой,
кататься на санках, гонять мяч.
КТО СИЛЬНЕЕ?
Алеша всегда пристает к Антону с
разными вопросами:
— А сколько километров до неба?
— А что глубже: море или океан?
— А кто сильнее всех?
— Посмотри вон туда,— говорит Антон. —
Видишь кран? Какую
тяжесть он поднимает — целый вагон.
тяжесть он поднимает — целый вагон.
— А кто сильнее крана?
— Видишь поезд? Впереди — синий
электровоз. Он тянет целых
пятьдесят вагонов. И они доверху нагружены. Он посильнее крана.
пятьдесят вагонов. И они доверху нагружены. Он посильнее крана.
— А кто сильнее электровоза?
— Вон, смотри, — говорит Антон. — Видишь,
грузят корабль.
У него
огромное брюхо. Туда влезут 25 таких поездов.
— А кто самый сильный? — не унимается
Алешка.
— Думай сам! Кто заставляет работать
кран, бежать по рельсам
электровоз, плыть корабль?
электровоз, плыть корабль?
— Люди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий