Развитие общих
речевых навыков
1. Дыхательное
упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно
поднять через стороны
вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться
вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А,
руки в такт выдоху
опускаются вниз через стороны.
2. Сделайте дыхательную
гимнастику (5 раз каждое упражнение):
•
Вдохни
воздух через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая,
долго произноси звук «А-а-а-а».
•
Ударяй
мячом об пол и произноси «А» (удар - звук).
3.Сделай артикуляционную гимнастику
(10 раз):
• «Ворота» -
широко открой рот, закрой, расслабь губы.
4.Посмотри на картинку и скажи, какой звук произносит
девочка. («А-а-а»)
3.«Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки
подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также
вперед-назад двигаются
мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
4. «Щелканье»
(«Цоканье») языком — прямые руки
подняты вверх над головой.
подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем
языком, сжимаются и
разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой
руки.
Развитие слухового и зрительного внимания,памяти
Потренируйте ребенка в передаче ритмического
рисунка слов.Предложите вместе
прохлопать слова крес-ло,
кро-вать, ди-ван, стол, стул,
шкаф, ко-мод, бу-фет.
Какие слова, обозначающие
мебель, встречаются в стихах? С какими предлогами?
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
...Если б мылоприходилопо утрам ко мне В
КРОВАТЬ
И само меня бы мыло
—Хорошо бы это было!Б. Заходер. «Петя мечтает»
Кто, например,
залез В БУФЕТ, Конфеты там нашел? И
все бумажки от конфет Кто побросал
ПОД СТОЛ?Б. Заходер. «Никто»
Он тогда залез НА
СТУЛ. Притворился, что уснул. Скатерть СО СТОЛА стянулИ в окошко улизнул.
Молоко блестит в
стаканах, Вишни стынут в киселе, С тонкой корочкой румяной Хлеб пшеничный НА СТОЛЕ.
Телефон у нас
висит, Телефон весь день звонит. Я на цыпочки встаю, Я залез НА ТАБУРЕТ. Говорю, что
папы нет.
Алеша плохо держит
ложку, Все учат ЗА СТОЛОМ Алешку.А. Кардашова. «За ужином»
Сидя, книги брал
СО ШКАФА. И не раз ему в киноГоворили: «Сядьте на пол, Вам, товарищ, все равно».
Дядя Степа утром рано Быстро вскакивал С ДИВАНА.
Развитие мелкой
моторики
Пальчиковая гимнастика
«МНОГО
МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»
Раз, два, три, четыре, (Попеременно
хлопают в ладоши
Много мебели в квартире.и
стучат кулачками).
В шкаф повесим мы рубашку(Загибают
пальчики, начиная с большого,
А в буфет поставим чашку.на обеих руках.)
Чтобы ножки
отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко
спали, На кровати мы лежали.
А потом мы с котом Посидели за столом
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают
в ладоши
Много мебели в квартире и стучат кулачками).
Развитие общей
моторики
СТУЛ
Это стул.
Сиденье, спинка,К прямой правой ладони прислоняют согнутую левую, чтобы получился стульчик..
А на спинке две
картинки, Показывают два пальчика на правой руке.
А еще четыре
ножки, Показывают по два
пальчика на обеих руках.
Чтоб
сидеть под стулом кошке Приседают,
делают из ладошек ушки
Фонематические процессы, звуковой анализ
Отгадывание по
артикуляционной позе звука У.
Хоровое произнесение, характеристика. Припоминание картинок
на звук У. Выделение звука А из слов август, адрес,
аист, армия. III. Произнесение звука А (хором, тихо,
громко), характеристика — гласный (поется, воздух свободно проходит через рот), условное обозначение
Выделение
звука А (хлопками) на слух (с закрытыми глазами)
а) из ряда гласных: А, У, И, О, А, И, А. У. А. Ы. А ..;
б) из обратных слогов: АХ, УХ, ОМ. AM, ИК AK ..;
в) из слов: абажур, обувь,
Англия, авиация, инжир, айва, ура, ананас, умный, артист, осень, адвокат,
акробат, индюк...
Игра
«Эхо» — выделение и называние первого звука
а) в звукосочетаниях АУ, АЫ, АО, АИ;
б) в обратных слогах AM, AT, АП, АК...;
в) в словах
акация, аист, автор, аквариум.
Выделение звука
А в произношении по предметным картинкам
а) хоровое проговаривание всех картинок;
б) отбор картинок на звук А в
начале слова, осложненный постановкой вопроса к
картинке и ответом на него.
Образец: Что это?-Антенна. Кто это? — Аня.
Игры на развитие вииманияи
памяти с
отобранными картинками на звук (7 картинок):
«Что изменилось?» «Чего не
стало?» «Отгадай картинку»
Составление простых
нераспространенных предложений по простым 1фигурным сюжетным картинкам:
а) подбор имен на звук АОля, Инна, Люся, Аня — Аня
Толя, Петя, Антон, Костя — Антон
б) составление предложений с помощью вопроса что делает?
Аня поет. Аня идет. Аня подметает. Антон идет. Автомобиль едет. Автомобиль стоит.
Игра «Хлоп — топ».
Услышав звук А—
хлопнуть в ладоши,
Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа...
(вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? —
А-А-А...(вслед за взрослым,
отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А],
сколько pаз
взрослый хлопнет в
ладоши.
Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду (то, которое не начинается на звук [А]):апельсин, артист, суп, астроном.
Дидактическое упражнение «Назови на А»(вспомнитьслова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан... ; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;профессии :агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек:
Развитие
лексики
1.Побеседуйте с
ребенком о том, для чего нужна мебель ,пополните
глагольный словарь. Поиграйте с детьми в
игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете
ребенку мяч и называете один из
предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит,для чего эта мебель нужна, и возвращает мяч вам. Например:
Стул. — Сидеть. Кровать. — Спать. Диван.— Отдыхать. Шкаф. — Вешать одежду.
2.Загадайте
детям и объясните загадки:
Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) За стеклом на полках в ряд Книги разные стоят.(Книжный шкаф)Сначала произнесите текст загадки вместе сдетьми, апотом предложите повторить его самостоятельно.
Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) За стеклом на полках в ряд Книги разные стоят.(Книжный шкаф)Сначала произнесите текст загадки вместе сдетьми, апотом предложите повторить его самостоятельно.
3.Предложите детям рассказать об одном из
предметов мебели, предварительно послушав ваш рассказ:• Это
стул. Стул — это мебель. На стуле можно
сидеть. У стула есть сиденье, спинка,
ножки.
4.Игра «Четвёртый лишний».
В каждом ряду найди лишний предмет.:
диван, шкаф, пианино, стол
стул, комод, кресло, телевизор
Развитие
грамматического строя речи
Поиграйте с ребенком в игру с мячом
«Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму
родительного падежа существительных. Например:
Если
у стола нет ножки... — стол без ножки.
Если
у кровати нет спинки... — кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья... — стул
без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы... — шкаф
без
дверцы. Если у буфета нет полки... — буфет без полки.
Предложите детям ответить на вопросы:
Где хранят одежду? — Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.
Где хранят одежду? — Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.
На
чем спит бабушка? — Бабушка спит на кровати.
Где
отдыхает дедушка? — Дедушка отдыхает в кресле.
Измени
слово «шкаф» в соответствии с текстом предложений. Повтори каждое предложение.
• В спальне стоит большой ...
• На кухне нет большого ...
• В прихожей тоже есть большой ...
• Я
подошел(ла) к большому ...
• Я повесил(а) одежду в большой ...
• Я достал(а) белье из большого ...
• Я любуюсь большим ...
• Я
рассказал(а) вам о большом ...
Развитие
связной речи
Мебель. Описательный рассказ.
Послушай рассказ. Запомни его и
перескажи с помощью таблицы.
Это кресло. Оно большое, мягкое,
кожаное, красное.
У него высокая и широкая спинка, два деревянных закругленных подлокотника и четыре толстые, короткие ножки.
На нем удобно сидеть и отдыхать.
У него высокая и широкая спинка, два деревянных закругленных подлокотника и четыре толстые, короткие ножки.
На нем удобно сидеть и отдыхать.
2.
Рассмотри мебель. Подумай и скажи, какую мебель в какую комнату
(помещение) ты поставишь. (Столик, стульчик, кроватку, шкафчик я поставлю в
детскую комнату.И т.д.)
В лесу
родился, в лесу вырос, В дом пришел, всех
вокруг себя собрал.(Стол)
Четыре ноги, да не зверь, Есть
перья, да не птица.
(Кровать, подушка)
В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том. Там место
есть и для конфет, Он называется... (буфет).
Хоть у нас четыре ножки, Мы не
мышки и не кошки. Хоть мы все имеем
спинки, Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас Вы садитесь много раз.
(Стулья)
Рассказ-описание о любом из
предметов мебели по образцу. Например:
• Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две
дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Старый бабушкин буфет...И чего там только нет! —
Там и новая посуда, И надтреснутое блюдо,
бенгальские огни, И приправы для стряпни:
Ванилин, изюм,
корица... Там и вкусное хранится
, И бирюльки — для игры, И подарки — до поры.
ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?
Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол -К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной — Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола Прозрачная смола...
Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской Четвероногим
стал...
Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем, А вечером — читать.
На нем чертеж я разложу, Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежуПостроить самолет.
С. Маршак
Комментариев нет:
Отправить комментарий