суббота, 3 декабря 2016 г.

5.12.2016- 9.12.2016 – темы недели: Зимующие птицы. Звук [У].





Развитие общих речевых навыков
1.    Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
  Вдохни воздух через нос и выдохни через рот.
Выдыхая, ударяй мячом об пол   и  произноси («У») (удар - звук).
2.Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
   волк воет: уууууууууу...
   поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
   поезд приближается: ууууУУУУУУ...
   поезд удаляется: УУУУууууу...
в)        произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько
выпадает точек на косточке от игры «Домино».
3.Упражнение «Вьюга». [Формирование направленной воз­душной струи.]
маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Кто в трубе печной завыл?Кто ворота отворил?Кто там воет, завывает, Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо?(вьюга).
4.-Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонталь­ном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубо­кий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.

Развитие слухового и зрительного внимания,памяти
Игры на развитие внимания и памяти:
«Запомни, назови, положи» (4 картинки),
«Что прибавилось?» (8-10 картинок), «Отгадай картинку» (8-10 картинок).
Игра «Прошагаем слова» — деление слов со звуком У на слоги по картинкам. Развитие фонематического слуха.
1.Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный ин­струмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном ин­струменте (дудочке, колокольчике, барабане и т. д.), а ребенок с закры­тыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный ин­струмент.
2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, ее; услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:у, п, у, к, в, у, у...
3.Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У] усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя го­лосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Грамота
Работа с кассой букв-   нахождение места букв У,у     в кассах.
Печатание букв У, у  в тетради.
Развитие мелкой моторики
 «КОРМУШКА»
Сколько птиц  к  кормушке нашей
 прилетело? Мы расскажем. (Ритмично сжимают и разжимают ку­лачки.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Всем хватило зернышек(Опять   сжимают   и   разжимают   ку­лачки.)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой мо­торики, координации речи с движением.]
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ла­дони правой руки.
Я зиму, и снег,и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ла­дони левой руки.
Но где же снежинки?В ладошке вода. На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленны­ми ладонями.
Развитие ориентировки в пространстве, общей моторики
Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомен­дуется в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
СИНИЦА
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень.
Подвижная игра  «СНЕГИРИ»
Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.)
Распушили перышки, Греются на солнышке. (На первое слово каждой строки — частое потряхивание руками, на вто­рое — один хлопок по бокам.)
Головой вертят,улететь хотят.(По 2 поворота головы )

Развитие грамматического строя речи
Дидактическая игра «Один — много» (обра­зование множественного числа существительных): ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....
Дидактическая игра «Назови ласково» (упраж­нение в словообразовании):воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., сне­гирь — ..., синица — ...
Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона; первый голубь, второй голубь, ..., пятый голубь.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Ворона — «как-кар» — она каркает, воробей — ... .
Дидактическая игра «Подбери признак»: во­рона (какая?) — ..., голубь (какой?) — ..., снегирь (ка­кой?) — ..., синица (какая?) — ....
Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка ро­зовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (снегирь)
Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, корот­кие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полос­ки. Целый день чирикает и прыгает. — Воробей.
 «Составь предложения ПО опор­ным словам»
Синички,летать ,к,кормушка.
Образование  существительных  с    уменьшительно-ласкательным суффиксом:синица-синичка,воробей-воробушек,галка-галочка
Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много»:синица-синицы
Подбери родственные слова - Игра с мячом «Слова одной семейки».
Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зи­мующие
Воробей-(Как на­звать маленького воробья?)Воробьишко.Воробышек.(А как вы назовете большого воробья?)Воробьище.(Как можно назвать хвост воробья?Хвост чей?)      Воробьиный.
Корм — кор­мить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Развитие связной речи
 Художественная литература:  И. С. Никитин«Встреча зимы»; А. С. Пушкин «Вот север, тучи наго­няя...»; Е. Трутнева «Первый снег»; В. Бианки «Синичкин календарь»;Г. Снегирева «Скворец»,В. Зо­това «Снегирь», «Клест-еловик», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Сказка  С. Маршака «Двенадцать ме­сяцев»(заучиваем названия месяцев).                       СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,На улице бело.
И превратились лужицыВ прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки, На ветках снегири.

ЗИМА
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала —
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом — Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам
Загадки:   Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют:Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут. (Дятел) Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор.

Хоть я не молоток — по дереву стучу: В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.(Дятел)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).
Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это ... (снегири).
— Синица, синица, веселая птица! Где ты была?
Где ты жила? — Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».

В желтой футболке и черной жилетке Птица-синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица-синица, Лютых морозов она не боится.
Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири.
Распушили перышки, Нежатся на солнышке.
Клюв, как клещи, у клеста. Вот так клюв! Вот это да!
 Шишки запросто лущит. Птица, грозная на вид.
Щеголь-щегол — акробат и затейник.
Щеголь-щегол обожает репейник.
В морозы его подкорми семенами,
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.
В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший!
На суку сидит сова, Видит днем она едва.
А лишь только ночь настанет, Как орел, глазастой станет.
Учим стихи:
Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос Им рябинки принес,
 Хорошо угостил, Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди.

Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Прилетают птицы в сад,
Посидят, поговорят,
Им бояться нечего:
Пусть мороз трещит сердито
Их столовая открыта
От утра до вечера.
А. Чепуров

Тексты  для  пересказа
СНЕГИРЬ
Наряднее становится зимняя природа, когда прилетают к нам красавцы снегири.Снегирь — красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой. Держатся снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами.
Снегири украшают нашу зимнюю природу.
По П. Соколову
МЫ - ВАШИ ДРУЗЬЯ
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы  -остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не пишитесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы  напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки.  Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!
«Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны

Комментариев нет:

Отправить комментарий