Развитие общих речевых навыков
1.
Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
• Вдохни воздух
через нос и выдохни через рот.
Выдыхая,
ударяй мячом об пол и произноси («У») (удар - звук).
2.Фонетические
упражнения:
а) произнести
вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу...
— поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным
усилением и ослаблением силы голоса:
— поезд приближается: ууууУУУУУУ...
— поезд удаляется: УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно
звук [У] отрывисто столько раз, сколько
выпадает точек на косточке от игры «Домино».
выпадает точек на косточке от игры «Домино».
3.Упражнение «Вьюга». [Формирование направленной воздушной
струи.]
маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым
пенопластом. В крышке бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Кто в трубе печной завыл?Кто ворота отворил?Кто
там воет, завывает, Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на
крыльцо?(вьюга).
4.-Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте
прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а
правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в
бутылочку, не надувая щек.
Развитие слухового и зрительного внимания,памяти
Игры на
развитие внимания и памяти:
«Запомни, назови, положи» (4 картинки),
«Что прибавилось?» (8-10 картинок), «Отгадай картинку» (8-10 картинок).
Игра «Прошагаем слова» — деление слов со звуком У
на слоги по картинкам. Развитие фонематического слуха.
1.Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку
музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т. д.), а ребенок с
закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, ее; услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок
хлопает в ладошки тогда, когда
услышит звук [У]:у, п, у, к, в, у, у...
3.Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со
звука [У] усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все
прозвучавшие ранее слова начинающиеся
со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во
всех этих словах звук [У] стоит в
начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Грамота
Работа с кассой букв- нахождение места букв У,у в кассах.
Печатание букв У, у в
тетради.
Развитие
мелкой моторики
«КОРМУШКА»
Сколько
птиц к
кормушке нашей
прилетело?
Мы расскажем. (Ритмично сжимают и
разжимают кулачки.)
Две
синицы, воробей,
Шесть
щеглов и голубей,
Дятел в
пестрых перышках. На каждое
название птицы загибают по одному пальчику.)
Всем
хватило зернышек(Опять сжимают
и разжимают кулачки.)
Пальчиковая
гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с
движением.]
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные
удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег,и снежинки люблю. Ритмичные
удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же
снежинки?В ладошке вода. На вопрос сжать кулаки, на
ответ — разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие
льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями.
Развитие ориентировки в
пространстве, общей моторики
Дидактическое упражнение
«Репка».
Взрослый читает ребенку
сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется
в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед,
между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым?
Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед
бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
СИНИЦА
Скачет
шустрая синица, Ей на месте не
сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок.
Вот
присела на минутку, Почесала клювом
грудку
И с
дорожки — на плетень, Тири-тири,
тень-тень-тень.
Подвижная игра «СНЕГИРИ»
Работа над темпом и
ритмом речи, координация речи с движением
Вот на ветках,
посмотри, В красных майках снегири. (По 4
хлопка руками по бокам и по 4 наклона
головы на строку.)
Распушили перышки, Греются на солнышке. (На первое слово каждой строки — частое
потряхивание руками, на второе —
один хлопок по бокам.)
Головой вертят,улететь хотят.(По 2 поворота головы )
Развитие грамматического строя речи
Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):
ворона — вороны, снегирь — ..., галка
— ..., воробей — ....
Дидактическая
игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ...
Дидактическая
игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).
Один воробей,
два воробья, три воробья, четыре воробья, пять
воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, ...,
пятый голубь.
Дидактическая
игра «Кто как голос подает?» Ворона — «как-кар» — она
каркает, воробей — ... .
Дидактическая
игра «Подбери признак»: ворона (какая?) — ..., голубь (какой?) — ..., снегирь
(какой?) — ..., синица (какая?) — ....
Дидактическая
игра «Угадай птицу по описанию».Я
сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?
(снегирь)
Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые
полоски. Целый день чирикает и
прыгает. — Воробей.
«Составь предложения ПО опорным словам»
Синички,летать ,к,кормушка.
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:синица-синичка,воробей-воробушек,галка-галочка
Образование
существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»:синица-синицы
Подбери
родственные слова - Игра с мячом «Слова одной семейки».
Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный,
заснеженный, снегопад, Снегурочка,
подснежник, снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье,
зимовка, зимующие
Воробей-(Как назвать маленького
воробья?)Воробьишко.Воробышек.(А как вы назовете большого воробья?)Воробьище.(Как можно назвать хвост воробья?Хвост чей?) Воробьиный.
Корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Развитие связной речи
Художественная литература: И. С. Никитин«Встреча зимы»; А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»; Е. Трутнева «Первый
снег»; В. Бианки
«Синичкин календарь»;Г.
Снегирева «Скворец»,В. Зотова «Снегирь»,
«Клест-еловик», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Сказка С.
Маршака «Двенадцать месяцев»(заучиваем
названия месяцев). СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,На улице бело.
И превратились лужицыВ прозрачное
стекло.
Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки, На ветках снегири.
ЗИМА
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала —
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом — Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
Составление предложений по предметным картинкам и
опорным глаголам
Загадки: Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют:Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут,
тут. (Дятел) Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор.
Хоть я не молоток — по дереву
стучу: В нем каждый уголок обследовать
хочу. Хожу я в шапке красной и акробат
прекрасный.(Дятел)
Эта хищница
болтлива, воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).
Озорной
мальчишка в сером армячишке По двору
шныряет, крошки собирает.
(Воробей)
Зимой
на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это ... (снегири).
— Синица, синица, веселая птица! Где ты была?
Где ты жила? — Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».
В желтой футболке и
черной жилетке Птица-синица расселась
на ветке. Тенькает звонко птица-синица,
Лютых морозов она не боится.
Вот на ветке,
посмотри, В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Клюв, как клещи, у
клеста. Вот так клюв! Вот это да!
Шишки
запросто лущит. Птица, грозная на
вид.
Щеголь-щегол — акробат и
затейник.
Щеголь-щегол
обожает репейник.
В
морозы его подкорми семенами,
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.
В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший!
На суку сидит сова, Видит днем она едва.
А лишь только ночь настанет, Как орел, глазастой станет.
Учим стихи:
Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос Им рябинки принес,
Хорошо угостил, Хорошо
подсластил
Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди.
Трудно птицам
зимовать.
Надо птицам
помогать!
Распилить я
попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой
смастерил
Птичкину
столовую.
Прилетают птицы в
сад,
Посидят,
поговорят,
Им бояться нечего:
Пусть мороз трещит
сердито
Их столовая
открыта
От утра до вечера.
А. Чепуров
Тексты для
пересказа
СНЕГИРЬ
Наряднее становится зимняя природа, когда
прилетают к нам красавцы снегири.Снегирь
— красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой. Держатся снегири небольшими стайками,
питаются почками растений, семенами
деревьев и кустарников, ягодами.
Снегири украшают
нашу зимнюю природу.
По П. Соколову
МЫ - ВАШИ ДРУЗЬЯ
Пришла зима.
Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы -остались
с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не пишитесь, что мы еще с осени начинаем носами в
окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни,
осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед.
Помогите нам!
«Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь
хлеб. На другой день птицы опять
прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка.
Дети кормили птичек до весны
Комментариев нет:
Отправить комментарий