Игры на
развитие грамматического строя речи:
1. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование
имени существительного с прилагательным): мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ...,
папа (какой?) — ....
2. Дидактическая игра «Чей, чья, чье,
чьи?» (образование и употребление притяжательных
прилагательных).Шарф (чей?) — мамин,
папин, ... . Шапка (чья?) — тетина,
дядина ... .
Пальто
(чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки
(чьи?) — мамины, бабушкины ... .
3. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа —
дедушка, дядя — племянник, внук —
дедушка.
4.Дидактическая
игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина
дочка, дочкина мама, мама дочки,
дочка мамы.
5.Дидактическая
игра «Скажи наоборот».Старший —
(младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).
6. Ответить
на вопросы (употребление родительного
падежа имен существительных).У кого
глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
7. «Закончи предложения»(склонение
существительного):
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый
человек любит свою ... (маму). На
свете очень трудно жить без ... (мамы). Haпраздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме).Я
люблю гулять со своей ... (мамой).
Я очень горжусь своей ... (мамой).
8. Скажи со словом " семейный". Я буду говорить слова, а вы
повторять их, но только вместе со словом "семейный": альбом - (семейный альбом), сервиз
- (семейный сервиз),
праздники - (семейные праздники), обед - (семейный обед), прогулка - (семейная прогулка), игра -
(семейная игра).
-
Какие вы знаете
семейные праздники?
- Какие бывают семейные игры?
|
-Что такое "семейный сервиз"?
Развитие связной речи
1.Поиск соответствующего понятия «Беседа
о семье»
С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший,
кто самый старший в семье? Кто
старше всех? Кто младше всех?;
Разучиваем домашний адрес имя,отчество, профессию,
место работы родителей.
2.Закончи
предложение и ответь на вопросы:
- Мама,папа,брат,сестра –это…
- Назови своих родственников.
- Почему их называют родственниками?
3.Отгадай загадки на тему «Кто я?»
У меня есть мама и папа.Кто я? (дочь,сын)
У меня есть бабушка и дедушка.Кто я? (внук,внучка)
У меня есть тетя и дядя.Кто я? (племянник,племянница)
Я мальчик,кем я прихожусь сестре?
Я девочка,кем я прихожусь брату?
Повторить
стих,проговаривая все поставленные звуки:
Улыбаюсь я, как мама.
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же нос,
И такой же цвет волос!
Ростом ниже я, но все же
И глаза и нос похожи!
Ходим в ногу я и мама.
«Так
похожи » — говорят.
Только мама смотри прямо,
Я
— налево и направо,
А еще смотрю назад!
|
|
Упражнения на
развитие общей и мелкой моторики
1.Раз, два,
три, четыре, пять, Начинаю я считать. (Сжимать, разжимать кулаки на обеих руках.)
Папа — раз(Согнуть большой палец левой руки.),
А мама — два(Согнуть указательный палец левой руки.,
Три — сестра(Согнуть средний палец левой руки.),
Четыре — я(Согнуть безымянный палец левой руки).
Деда с бабой не забуду (Согнуть мизинец левой руки и большой палец правой руки.),
Пять и шесть —считать я буду(Сжимать, разжимать кулаки на обеих руках.).
Как я рад, что у меня очень дружная семья{Хлопки в ладоши.Соединить обе руки в рукопожатии.)
2.Этот пальчик —
дедушка,
Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
этот пальчик — бабушка,
этот пальчик — папочка,
этот пальчик — мамочка.
Ну а это я. Вот и вся моя семья!Сжать руку в кулак несколько раз.
Семейная зарядка
Осенью,
весною, Летом
и зимой
Мы во
двор выходим Дружною
семьей.
Встанем
в круг и по порядку
Каждый
делает зарядку (Становятся в круг.Маршировать на месте)
Мама руки поднимает. (Руки
вверх и вниз.)
Папа
бодро приседает.(Приседания.)
Повороты
вправо-влево (Руки на поясе,
дети делают повороты всем корпусом.)
Делает
мой братик Сева,
Я сама бегу трусцой (Бег на месте.)
И качаю головой. (Наклоны головой в стороны.)
Упражнение на
координацию речи с движениями.
Маму я
свою люблю, я
всегда ей помогу:
Ребенок выполняет соответствующие движения.
Я стираю, полоскаю,воду с ручек
отряхаю,
Пол я чисто подметаю и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,и ни разу,
И ни разу ни словечка не скажу.
Дидактическое
упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).
Взрослый
называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо
цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный элемент
автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней
недели, месяцев и времен года).
1. Знакомство со звуком
[Т].
Взрослый просит
ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем
дождик ближе. (Туча)
Взрослый
показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Т]:
— губки
в свободном положении;
— зубки
сближены, но не сомкнуты;
— кончик
язычка стучит за верхними зубками;
— горлышко
«молчит».
Характеристика звука: согласный (язычок
создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение:
синий квадратик(кружок).
2.
Фонетическое упражнение.
Колеса поезда стучат: тук-тук-тук...
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в
ладошки, если услышишь звук [Т]»:
а, у, т, т, м,
и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум...
4.Взрослый предлагает ребенку повторить
ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в
ладоши: та-та; то-то; ...; та-ту; ту-ты...
5.Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:та-ат, то-от...; ту-..., ты- ...
6. Выполнить задания (взрослый начинает
слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково):
—
договорить последний звук [Т] в словах: вин...,
бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;
— договорить
последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне..., пала..., газе...,
воро..., котле...
7.Взрослый предлагает
ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус,
такси, трамвай (транспорт).
Определить место
звука [Т] во всех этих словах, используя карточку и синий кружок. (Сколько
звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)
8.
Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова
велика, только шея тонка. (Тыква)
Кланяется, кланяется,
Придет домой —
растянется. (Топор)
Выучить чистоговорки:
Та-та-та — я везу
кота.
Ту-ту-ту — помоги
коту.
Ты-ты-ты — сметану
съели всю коты.
То-то-то — я иду в
пальто.
9.Знакомство со звуком
[Т'].
Символ звука: часы тикают: тьтьть... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый
кружок.
10.Фонетическое
упражнение. Часики тикают: тик-тик...
11.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т']»:
ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать,
оть, умь...
12. Договорить последний слог в словах:
ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...; ТИ:
пус..., мес..., вез..., пас...
13Взрослый предлагает
ребенку:
— назвать
первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;
— назвать
последний звук в словах: петь, гулять, шить... (Продолжить ряды слов
самостоятельно.)
14.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору
лезет. (Тесто)
Сколько по
ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень)
15Выучить чистоговорки:
Тя-тя-тя — у меня дитя.
Ти-ти-ти — со мной не шути. Те-те-те — чайник на плите. Ать-ать-ать — я иду
гулять. Еть-еть-еть — я буду петь.
Ить-ить-ить — я хочу пить.
16.Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови
первый звук в слове»:
Быть должны всегда в
порядке Твои школьные... (тетрадки).
Поэт закончил строчку, В
конце поставил... (точку).
17.Дидактическое
упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками [Т] и
[Т']>.
Вспомнить загадки,
картинки на звуки [Т] и [Т']. Выучить скороговорку:
Под деревом тетерев тетерева встретил: «Тетерев,
тетерев! Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ: «Мои тетеревята —
здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»
18.Упражнение для развития координации речи с движениями:
Красота! Красота! Мы
везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот
компания какая!
С. Михалков
(Руки согнуты в локтях,
ребенок имитирует езду на поезде.)
19.Знакомство с буквой Т.
Т
трудилась целый день.
Забивала гвозди в пень.
О. Гофман
На
что еще похожа буква Т?
Буква
Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а
указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.
Игры с буквой.
Составление коротких
предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо
печатными буквами под диктовку.
Взрослый показывает сюжетную картинку и задает
вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:
Тут мама. Тут Тим. Тут Тата.
Взрослый дает
ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении,
как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится
точка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий