Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная
гимнастика «В гостях у бабушки»
Развитие мелкой моторики
1.
Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания).
Взрослый ударяет в
барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритми-ческий рисунок !
!!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем
ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т. д.
2.
Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие координации движений рук).
Ребенок
по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно) выполняет
следующие движения руками одновременно: правая рука — кулак, левая рука —
ладонь и т. д.
3.Пальчиковая
гимнастика «Лесенка».
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку
большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой
руки ложится кончик указательного пальца правой руки, на него указательный палец
левой руки - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев
поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена.
Развитие общей моторики
Выполнение
движений с речевым
сопровождением.
Руки кверхуподнимаем,Апотом
их опускаем.
А сейчас их разведемИ к себе скорей
прижмем.
А потом быстрей,
быстрейХлопай, хлопай веселей.
Работа над звуком
Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с
противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко — ...(холодно).
Взрослый предлагает ребенку сосчитать,
сколько слогов в слове хобот! Какое
слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:
артикуляция звука [X]:
—
губки и
зубки свободны;
—
кончик
языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для
теплого воздуха;
—
горлышко
«молчит».
Характеристика звука: звук согласный (язычок
создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [X]»:х, п, м, х...;
ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо Повторить за
взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их;
ха-хо-ху-хы...
Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок —
только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды...,
запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки;
му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на
слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение,
используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Не вкусно без соли, Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не
пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок)
Назвать последний звук в слове:
Мягок, а не
пух, Зелен, а не трава. (Мох)
С красным
гребнем, Зерно клюет, Голосисто поет.(Петух)
Посадили
зернышко, Выросло солнышко. (Подсолнух)
·
Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых
звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить
все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.
·
Выучить
чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха. Ху-ху-ху — ели мы уху. Их-их-их— ветерок
затих. Ох-ох-ох — зеленый мох.
·
Знакомство со звуком [X'].Характеристика звука: звук согласный, мягкий,
глухой. Обозначение: зеленый кружок.
·
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»:хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь,
ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
·
Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).
хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...
·
Повторить за
взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти
слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.
·
. Выучить
чистоговорку:Хи-хи-хи — в поле пели
петухи.
·
Дифференциация звуков
[X] — [X'].
Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
Назвать лишнее слово в
ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить ребенку значение незнакомых
слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
Дидактическое упражнение
«Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма,
-лод), храб-... (-росгь, -рец, -рый).
Выбрать из ряда слов те,
которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит,
подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец,лодырь.
Подобрать слова со звуками [X] и
[X']. Выучить скороговорку:Хохлатые
хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Фонематические
процессы, звуковой анализ
1.Игра «Третий лишний».
— Назовите лишний
звук, который не подходит к остальным звукам.
ОУМ ВНК
КНА КТьП
ПТВ ПьТьК
2.
Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название
нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен
хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:баман — панам — банан -- банам; ваван — даван — диван — ванан; альбом —
альбон — альмон — аньбом — аблем — аль-пом; витавин — митанит — фитамин —
митавим — витамин —виталим.
Грамота
1. Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
На что
похожа буква X?
Буква
X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Игры с буквой.
2.
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем из кружков.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под
диктовку печатными буквами: уха, мох,
муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с
помощью букв разрезной азбуки:
муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Словарь
названия:
врач, строитель, учитель, пожарник,
фотограф, повар, парикмахер, портной,
пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник,
маляр, крановщик, экскаваторщик, сварщик,
стекольщик, мастер, архитектор,
доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог,
медсестра;
признаки: добрый , внимательный, заботливый,
ответственный,
профессиональный
, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;
действия : лечит, учит,
воспитывает, тушит, фотографирует, варит
, готовит, стрижет,
укладывает, следит, шьет, чинит,
кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит,
поёт, выдает,принимаетпродает,считает,ухаживает,выращивает,устанавливает,поднимает,управляет,красит,копает
, сеют, сажают, копают.
Развитие грамматического строя речи
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Учитель — учителя — учителей,врач — врачи — врачей,
продавец — продавцы
— продавцов,пекарь — пекари — пекарей,
фотограф —
фотографы — фотографов,портной —
портные — портных,
доярка — доярки —
доярок,почтальон — почтальоны —
почтальонов.
Образование существительных женского рода «Назови по образцу» (
Он художник, а она
— художница;он учитель, а она — ... ;
он писатель, а она
— ... ;он проводник, а она — ... ;
он певец, а она —
... ;он переводчик, а она — ...
Лексический
строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»
Учитель — учит
читать, писать, считать; доярка
— ... ;
птичница — ....
Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для
работы?»
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;
врачу — лекарство, белый халат, градусник;
Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»
Кто ухаживает за
птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на
рояле? (Пианист.)
Поиск фактических
ошибок «Путаница»
Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом.
Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь
разносит почту. Фотограф сочиняет
музыку. Тракторист шьет одежду.
Развитие связной речи
1. Беседа о женских профессиях.
—
Сегодня мы
поговорим о женских профессиях. Выставить картинку с изображением учителя
(мужчина).
—
Кто учит детей в
школе? (Учитель.) Выставить картинку с изображением учительницы.
—
А если детей в
школе учит женщина, то говорят — учительница.
—
Кто это?
(Учительница.) Аналогично проработать:
•
Воспитатель —
воспитательница.
•
Художник —
художница.
•
Продавец -
продавщица.
•
Летчик — летчица.
•
Скрипач —
скрипачка.
•
Пианист —
пианистка.
•
Спортсмен —
спортсменка.
•
Портной —
портниха.
—
Что мы сейчас
называли? (Профессии.)
Поиск соответствующего понятия и построение
монолога
«Беседа по теме»
Что такое
профессия? (Дело, работа, занятие.)
Назовите профессии своих
родителей.
Для чего
нужны профессии?
Кем вы хотите стать, когда вырастете?
Для чего надо учиться профессиям?
Где им обучаются?
Далее выставлять предметные картинки и спрашивать:
—
Кем еще могут
работать женщины? Назовите эти профессии. (Логопед, врач, водитель, парикмахер,
повар и т.д.)
—
Что делает
логопед (врач, учительница, летчица и т.д.)?
«Чтение художественной литературы»
Рассказ В. Осеева «Просто старушка». Учить понимать
мотивы поступков героев, переживания персонажей, высказывать свое отношение к ним.
- прочитать
рассказ «Затейники» (Н. Носов);
-
прочитать стихотворение С. Михалкова «Сила воли» (обсудить, как ребёнок понимает выражение
«сила воли»); -
-
чтение детям
В.Драгунского «Друг детства»;
Моя мама –учительница.
- ты почему такой упрямый:
Моей не слушаешься мамы?
Я маму слушаться привык,
Я сын ее и ученик.
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков
уважать. (Учитель.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий