воскресенье, 5 марта 2017 г.

6.03.2017 – 10.03.2017. - Тема недели: Дружба. Профессии мам. Звуки [X] - [X'] Буквы X,х.


Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки»
Развитие мелкой моторики
1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (раз­витие слухового внимания).
Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритми-ческий рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т. д.
 2. Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие координации движений рук).
Ребенок по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом самостоя­тельно) выполняет следующие движения руками одновременно: правая рука — кулак, левая рука — ладонь и т. д.
3.Пальчиковая гимнастика «Лесенка».
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подуше­чку большого пальца правой руки — готовы первые две сту­пеньки. На большой палец левой руки ложится кончик ука­зательного пальца правой руки, на него указательный па­лец левой руки - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена.
Развитие общей моторики
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Руки кверхуподнимаем,Апотом их опускаем.
А сейчас их разведемИ к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.

Работа  над  звуком
Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко — ...(холодно).
Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько слогов в слове хобот! Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:
артикуля­ция звука [X]:
   губки и зубки свободны;
    кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
   горлышко «молчит».
Харак­теристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твер­дый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо Повторить за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
 Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Не вкусно без соли, Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок)
Назвать последний звук в слове:
Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем, Зерно клюет, Голосисто поет.(Петух)
Посадили зернышко, Выросло солнышко. (Подсолнух)
·         Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длин­ное слово и самое короткое.
·         Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха. Ху-ху-ху — ели мы уху. Их-их-их— ветерок затих. Ох-ох-ох — зеленый мох.
·         Знакомство со звуком [X'].Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обо­значение: зеленый кружок.
·         Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»:хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
·         Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).
хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...
·         Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.
·         . Выучить чистоговорку:Хи-хи-хи — в поле пели петухи.
·         Дифференциация звуков [X] — [X'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяс­нить ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-росгь, -рец, -рый).
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец,лодырь.
Подобрать слова со звуками [X] и [X']. Выучить скороговорку:Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Фонематические  процессы, звуковой  анализ
1.Игра «Третий лишний».
Назовите лишний звук, который не подходит к осталь­ным звукам.
ОУМ                                           ВНК
КНА                                            КТьП
ПТВ   ПьТьК 
2. Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит по­слушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит пра­вильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искажен­ное — то нет:баман — панам — банан -- банам; ваван — даван — диван — ванан; альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — аль-пом; витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин —виталим.

Грамота
1. Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать, Худо — хвастаться и хныкать.
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Игры с буквой.
2. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрез­ной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными бук­вами: уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
муха — мухи; хата — хатка — хатки.


Словарь
 названия: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, портной, пекарь, писатель, лет­чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, маляр, крановщик, экскаваторщик, сварщик, сте­кольщик, мастер, архитектор, доярка, птич­ница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсес­тра;
признаки: добрый , внимательный, заботливый,  ответственный,
профессиональный , умелый, знающий, добросовестный, дисципли­нированный;
действия : лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует,  варит , готовит, стрижет, укладывает, следит,  шьет, чинит,  кроит, печет, пи­шет, сочиняет, летает, водит, возит,  поёт, выдает,принимаетпродает,считает,ухаживает,выращивает,устанавливает,поднимает,управляет,красит,копает , сеют, сажают, копают.


Развитие грамматического строя речи
Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»
Учитель — учителя — учителей,врач — врачи — врачей,
продавец — продавцы — продавцов,пекарь — пекари — пекарей,
фотограф — фотографы — фотографов,портной — портные — портных,
доярка — доярки — доярок,почтальон — почтальоны — почтальонов.
Образование существительных женского рода «Назови по образцу» (
Он художник, а она — художница;он учитель, а она — ... ;
он писатель, а она — ... ;он проводник, а она — ... ;
он певец, а она — ... ;он переводчик, а она — ...
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»
Учитель — учит читать, писать, считать; доярка — ... ;
птичница — ....
Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;
врачу — лекарство, белый халат, градусник;
Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»
Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)

Поиск фактических ошибок «Путаница»
Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парик­махер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

Развитие связной речи
1.   Беседа о женских профессиях.
  Сегодня мы поговорим о женских профессиях. Выставить картинку с изображением учителя (мужчина).
  Кто учит детей в школе? (Учитель.) Выставить картинку с изображением учительницы.
А если детей в школе учит женщина, то говорят — учительница.
  Кто это? (Учительница.) Аналогично проработать:
     Воспитатель — воспитательница.
    Художник — художница.
    Продавец - продавщица.
    Летчик — летчица.
    Скрипач — скрипачка.
     Пианист — пианистка.
    Спортсмен — спортсменка.
     Портной — портниха.
  Что мы сейчас называли? (Профессии.)
Поиск соответствующего понятия и построение монолога
 «Бе­седа по теме»
Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
Назовите про­фессии своих родителей.
Для чего нужны профессии?
 Кем вы хотите стать, когда вырастете?
 Для чего надо учиться професси­ям?
 Где им обучаются?
Далее выставлять предметные картинки и спрашивать:
       Кем еще могут работать женщины? Назовите эти профессии. (Логопед, врач, водитель, парикмахер, повар и т.д.)
  Что делает логопед (врач, учительница, летчица и т.д.)?
«Чтение художественной литературы»
           
Рассказ В. Осеева «Просто старушка». Учить понимать мотивы поступков героев, переживания персонажей,  высказывать свое отношение к ним.
- прочитать рассказ «Затейники» (Н. Носов);
  -  прочитать стихотворение С. Михалкова «Сила воли»  (обсудить, как ребёнок понимает выражение «сила воли»);       -   
-          чтение детям  В.Драгунского «Друг детства»;
Моя мама –учительница.
- ты почему такой упрямый:
Моей не слушаешься мамы?
Я маму слушаться привык,
Я сын ее и ученик.
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий