Развитие общих речевых навыков 1.
Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового
внимания).Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза —
слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой
удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться,
например: !! !, !!
2.Выучить
скороговорки: Все бобры добры для своих бобрят.
Баран-буян
залез в бурьян.
3.Выучить
чистоговорки:
Ба-ба-ба — новая труба. Бу-бу-бу — взяли мы трубу.Бы-бы-бы — нет
трубы.
Грамота
Развитие
мелкой моторики 1.цветок
Вырос высокий цветок на
поляне, Руки в вертикальном положении, ладони
прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.
Утром весенним раскрыл
лепестки.развести пальчики
Всем лепесткам красота и питанье ритмичное движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землёй
корешки.ладони опустить вниз и тыльной
стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
2.Дидактическое
упражнение «Делай, как я» (развитие координации движений рук).
Ребенок
по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно) выполняет
следующие движения руками одновременно: правая рука — кулак, левая рука —
ладонь и т. д.
Развитие общей моторики «Клен»
За окном сосулька
тает,(Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.)
Ветер тучи рвет в
клочки.(Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо.)
Разжимает,
разжимает(Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки.)
Клен тугие
кулачки. (4
прыжка.)
Прислонился он к
окошку. (Наклоны.)
И, едва растает
снег,(Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки
— рукопожатие.)
Мне зеленую
ладошку
Клен протянет раньше всех.
Имитация
движений с речевым сопровождением.
В лесу темно, Все спят давно.
Одна сова не спит, На суку сидит,
Головой вертит, Во все стороны глядит,
Да
вдруг — как полетит. Летит, кричит. Совушка-сова, Большая голова.
Фонематические процессы, звуковой анализ
1. Какой звук часто слышится:
У барана
Бубы болят зубы...Белые бараны бьют в барабаны.
артикуляция звука [Б]:
— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным
выходом воздуха;
— горлышко «работает».
Характеристика
звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, звонкий.
Обозначение: синий.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если
услышишь звук [Б]»:
д, т, б,
б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока...
Повторить ряд
слогов, голосом выделяя ударный:ба-ба-ба-ба, бы-бу-бо-ба...
Договорить в
словах последний слог:БА: вер...,
из..., гу..., тру..., стрель..., борь...;
БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...
Подобрать слова к первому слогу:БА: -тон, -гаж, -лет...; БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон...; БО: -ря, -бик...
Дидактическое
упражнение «Веселый мяч».Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок
проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):
бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...
Работа с картинками:Выбрать картинки, в
названии которых звук [Б] стоит в начале слова,в середине слова.
2.Знакомство
со звуком [Б'].Стоят в поле
сестрицы, Платья белены, Шапочки зелены. (Березы)
Взрослый просит
ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
В дупле живет Да орешки грызет.
(Белка)
Характеристика
звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Б']»:
бь, дь,
ть, бь...; бя, бе, да, те...; кошка, бегемот, бизон, корова, обида-
Повторить за взрослым ряд слогов, голосом выделяя
ударный:
бя-бя-бя-бя;
бя-бе-бю-би...
Из ряда картинок выбрать только те, в названии которых
есть звук [Б'].
3.Дифференциация
звуков [Б] — [Б']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь
звук [Б'],топни,если услышишь Б»:
б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...
Сравнить слова,
составить с каждым словом предложение:
быть — бить,
были — били, забыть — забить.
|
|
Знакомство с
буквой Б:Б — большая бочка с краном, Пьем из бочки утром рано.
На что еще похожа буква Б?
Игры с
буквой.
|
Составление слов из
букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под
диктовкуЗвуковой анализ слов (составление схем слов из кружков, анализ):баба, Бим.
Словарь
названия: месяц, весна, март, апрель, май,
оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки,
листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи,
семена, рассада, сережки,
сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная,
долгожданная, радостная, дождливая,
звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий,
веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
действия: наступила,
пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают,
лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат,
вьют гнезда, выводят
птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет,
цветет, радует, бурлит.
|
Развитие
лексики
Сложите
два слова. Какое сложное слово получится?
воду возит рыбу возит панели возит
хлеб возит лес возит бензин
возит
1) Подбор
слов по теме «Весна»:
пришла — (весна) цветут — (цветы)
дует — (ветер) тает — (снежок)
плывут — (облака) распускаются — (почки) зеленеет — (трава) появляются —
(листочки)
2) Подбор
названий предметов и объектов к названию действия, дифференциация вопросов «кто?» — «что?»:
идет (кто?) — человек, собака идет (что?)
— дождь, снег бежит (кто?) —ребенок, зверь бежит (что?) — ручей, река растет (кто?) — малыш, щенок растет (что?) — цветок, дерево
3) Подбор
названия объекта к названиям действий:
растет, зеленеет (что?) — трава, листва светит, греет — солнце
дует, шумит — ветер
появляются, распускаются — листья, цветы
чернеет, тает — снег, сугроб
бегут, плывут — облака, тучи
наливаются, лопаются — почки
4) Подбор названий действий к названиям предметов,объектов:
ветер
— дует трава — зеленеет птицы — поют почки —набухают ручьи — текутсолнце (что делает?) — светитоблака — плывут сады — цветут листья — распускаютсядеревья — качаются снег — тает
5) Подбор названия действия к названиям объектов:
дождь, снег (что делает?) — идетцветы, листья —
7) Подбор названий признаков к названию объекта:
трава (какая?) — сочнаядождь — весений солнце — яркое облака — легкие небо — чистоеснег — мокрый, тяжелый, грязный; ветер —легкий ручей — звонкий, веселый,говорливый
8) Подбор названия объекта к названиям признаков:
чистый, быстрый, проворный —ручеек пушистые, легкие, воздушные — облака
голубое,
прозрачное — небо яркое, лучистое, теплое —солнце
зеленая,
мягкая, шелковая — трава
|
Развитие
грамматического строя речи
1) «Почемучка» (объясни, почему так называется: ледоход,
ледокол, ледоруб, ледорез.
2) Образование существительных при
помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
«большой — маленький»:
дерево — деревцо трава — травушка
дождь — дождичек солнце — солнышко
ветер — ветерок облако — облачко
небо — небушко туча — тучка
3) Образование
прилагательных. «Скажи ласково»:
Цветок красный, а цветочек... (красненький). Туча черная, а тучка черненькая.Солнце желтое, а солнышко желтенькое. Снег белый, а снежок беленький. Ветер теплый, а ветерок тепленький. Небо голубое, а небушко…Проталина — проталинка, лужа — лужица,
ручей —
ручеек, льдина — льдинка,луч — лучик, пень — пенек, весна — веснушка, луг — лужок,облако — облачко, дерево — деревце.
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»
Солнышко (какое?) — яркое,
весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое,
радостное, нежное ...
травка (какая?) — молодая, зеленая, первая,
нежная, душистая, долгожданная .
«Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет,
растет, сохнет, вянет, желтеет,
радует ...
солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы,
деревья, сады, яблони ... .
Образование существительных множественного
числа в родительном падеже «Один —
много» Месяц — месяцев, весна — весен, проталина — проталин.
Образование существительных множественного
числа в именительном и
родительном падежах «Посчитай»
Один ручей — два ручья — пять ручьев,один говорливый ручей — два говорливых ручья —
пять говорливых ручьев,
одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки
— пять блестящих сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.
Образование существительных
множественного числа
«Закончи
правильно предложение»
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья).
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).
Образование прилагательных женского, мужского,
среднего рода «Скажи со словом
"весенний"»День (какой?)
— весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.
|
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы,
лес, трава, небо, цвет
Развитие
связной речи
1)«Расскажи
о весне»: дети составляют рассказ по своей
картинке о весне.
2)Составление предложений по опорным
словам.
Деревья, на, почки, появляются.Тают, сосульки, солнце, на.
Деревья, на, почки, появляются.Тают, сосульки, солнце, на.
3)«Почему
так бывает?» (усвоение конструкций сложноподчиненных
предложений):
Солнце пригревает,
потому что... Снег тает, потому что...Пришла весна, потому что прилетели грачи.
4)Выборочный
пересказ: «Весна», «В лесу».
5)Пересказ по
цепочке рассказа Скребицкого «Разлились
реки». Составление рассказа по серии
картинок «Зайка и морковка», «Весна
наступила».
Составление
рассказа-описания о весне с опорой на
схему или с выкладыванием картинок на фланелеграфе
схему или с выкладыванием картинок на фланелеграфе
«Разложи картинки
по порядку»: семя, росток, растение, цветущее растение, растение с плодами.
«Что изменилось?»
с опорой на игрушки или предметные
картинки (деревья, кустарники, насекомые).
«Запомни слова и
повтори» (по теме «Весна») —развитие
вербальной памяти.
«Отгадай загадки»
Она пришла к нам с ласкойИ со своей сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет –В лесу подснежник расцветет.(Весна)
Висит за
окошком Кулек ледяной. Он полон
капели И пахнет весной.(Сосулька)
Под
крышей Белый гвоздь висит. Солнце
припечет — Гвоздь упадет.(Сосулька)
Всю зиму под крышей висела, Весной ее солнышко съело. (Сосулька)
Первым
вылез из землицыНа проталинке, Он мороза не боится, Хоть и маленький.(Подснежник)
В голубенькой рубашкеБежит по дну овражка. (Ручей)
Бегу я,
как по лесенке, По камешкам звеня!
Издалека по песенке Узнаете меня(Ручей)
Вода с
гор потекла, весну принесла.
Длинные
сосульки — к долгой весне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий