Тема: -звуки
[щ]-[сь]; буквы Щ-С.
Цель: учить дифференцировать звуки
[щ] и [сь] в слогах, словах и
предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять
в изменении глагола настоящего вре-мени по лицам и числам; отрабатывать дикцию;
развивать мышление.
Оборудование:
сигнальные фонарики, альбом
3 стр25.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Измените слова по образцу: лечит - лечащий
журчит - ...стучит - ...читает - ...
кричит - ...скучает - ...звучит - ...
ворчит-...мычит-...качает-...
молчит - ... мечтает
- ... начинает - ...
2.
Сравнение звуков [щ]-[съ] (с.
25).
Тики-тики-тики-так!
Сделаем сейчас вот так.
Слово громко называем,
Звук последний выделяем.
Ребенок называет картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу
страницы и
выделяет в словах последний
звук [щ].
- Расскажи о звуке [щ].
Затем
называет картинки в зеленой рамочке справа и выделяет в словах последний звук [сь].
-
Расскажи о звуке [сь].
Посмотри, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но
Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.
- Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:
- Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].
3.
Выделение звуков из состава слова.
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся? Золотистый... (Светлячок.)
Дети
рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.
- В роще среди густой травы жил-был светлячок.
Где он жил? (В роще.) Был он
блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу.
Что он делал? (Освещал.) Все жители
рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть слова,
которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.
Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда - если услышат
звук [сь].
веселый настоящий друг
летающий смелый
товарищ защитник
красивый изящный
светлый серебристый
- От этих добрых слов он светился еще ярче.
Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился
путешествовать.
Стало скучно в роще мне. Полечу-ка я к реке.
-
Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова
со звуком [щ] ([сь]).
5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.
- Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это
лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»
Я
- ящерица, как змейка, В траве мелькаю, Хвостом виляю.
Хвост оборву – Другой наживу.
- А почему ты глаза прикрыла? - спрашивает
светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените
слова ящерицы:
Я щурюсь от сильного освещения. Мы...
Ты... Вы...
Он... Они...
6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».
7.
Дифференциация букв щ-с при
чтении и на письме. а) Чтение слогов.
-Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий
ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук - черный, с
коричневыми крыльями и
оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа
в дом и играет на скрипочке.
Найдите сверчка на странице книги.
- Кто ты такой? - Спросил светлячок у жука. Жук
ему ответил: «Я - малютка жучок, Полевой сверчок.
Местный я талант, Скрипач - музыкант. –
Послушай мои песни.
-
Пропойте песенки сверчка.
Дети
читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.
б) «Математическая грамота».
- Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше
на луга. Слышит, кто-то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали
зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь
осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере,
надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в
примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в
примере.
-
К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.
Аналогично
решаются остальные примеры.
-
Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше.
Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав
предложения.
8. Итог занятия. Хоть я побывал везде – На
лугу и на реке. Нет, считаю, ничего Лучше дома моего.
-
Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились
сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий