вторник, 12 мая 2020 г.

14-15.05.2020-Тема: -звуки [щ]-[сь]; буквы Щ-С.


Тема: -звуки [щ]-[сь]; буквы Щ-С.
Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего вре-мени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3 стр25.
Ход занятия
1.  Организационный момент.
-      Измените слова по образцу: лечит - лечащий

журчит - ...стучит - ...читает - ...
кричит - ...скучает - ...звучит - ...
ворчит-...мычит-...качает-...
молчит - ...              мечтает - ...            начинает - ...

2.        Сравнение звуков [щ]-[съ] (с. 25).  
Тики-тики-тики-так!

Сделаем сейчас вот так. 
Слово громко называем, Звук последний выделяем.

Ребенок называет картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и
выделяет в словах последний звук [щ].

-      Расскажи о звуке [щ].
Затем называет картинки в зеленой рамочке справа и выделяет в словах последний звук [сь].
-    Расскажи о звуке [сь]. Посмотри, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.

-     Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:




-     Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].
3. Выделение звуков из состава слова.

-     Доскажите словечко:
 То погаснет, то зажжётся 
Ночью в роще огонёк. 
Угадай, как он зовётся? Золотистый... (Светлячок.)

Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.
-       В роще среди густой травы жил-был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.

Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда - если услышат звук [сь].

веселый                                    настоящий друг
летающий                                смелый
товарищ                                   защитник
красивый                                 изящный
светлый                                     серебристый
-     От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.
Стало скучно в роще мне. Полечу-ка я к реке.
-    Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).
5.  Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.

-    Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»
Я   - ящерица, как змейка, В траве мелькаю, Хвостом виляю.

Хвост оборву – Другой наживу.

-    А почему ты глаза прикрыла? - спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:
Я щурюсь от сильного освещения. Мы...
Ты...                                                            Вы...
Он...                                                             Они...

6.  Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».



7.        Дифференциация букв щ-с при чтении и на письме. а) Чтение слогов.

-Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук - черный, с коричневыми крыльями и
оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке.
Найдите сверчка на странице книги.
-       Кто ты такой? - Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил: «Я - малютка жучок, Полевой сверчок.

Местный я талант, Скрипач - музыкант. – Послушай мои песни.

-    Пропойте песенки сверчка.

Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.

б) «Математическая грамота».
-    Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто-то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.
-      К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.

Аналогично решаются остальные примеры.

-      Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.
8. Итог занятия. Хоть я побывал везде – На лугу и на реке. Нет, считаю, ничего Лучше дома моего.
-         Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий