воскресенье, 17 мая 2020 г.

18.05-20.05- Тема: буква Ь на конце слова.

Тема: буква Ь на конце слова.
Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь.
 Оборудование: альбом 3Цукановой,Бетц.
Ход занятия
-      1.Организационный момент. Прочитай слово, выдели из слова второй слог, найди этот слог среди написанных ниже


коляска
одежда
василек
гусеница
снегири
утята
улитка
помидор
пеликан
дыня
ребята
черепаха
ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.

2.  Подготовительная работа.

а) Напиши(составь из букв) похожие слоги, поставьте их в ряд (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И).
б) Игра «Камень - вата».
Взрослый называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким согласным на конце, ребенок приседает ,на твердый согласный – топает ногой.

3.  Знакомство с буквой Ь (с. 26).

-      Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это щенок Трезор,
На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора.
-   Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков написал: Отыскал на кухне угол, С головой забрался в уголь.

-     Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.


-     Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак».

-     Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук.
-       Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам.
Поупражняйтесь  в чтении согласных с мягким знаком: бь, вь,гь,дь,зь,кь,ль,мь,нь,пь,рь,сь,ть,фь,хь
4. «Математическая грамота».

Прочитай стихотворение Е. Измайловой. Мягкий знак - хитрый знак,
 Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-       Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.
-     Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.)
-     У Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.)
-     Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на
картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.)

5.  Звуко-буквенный анализ.

-    Однажды Трезор остался в доме один. Все ушли и одного В доме заперли его.

-     Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте из букв слово «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]?

Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора И поэтому щенок Перепортил все, что мог. Разорвал на кукле платье, Зайцу выдрал шерсти клок.
-        Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кассе букв.
6.  Физминутпка

а)  Пальчиковая гимнастика. «Собака».
У собаки острый носик, _                          Правая ладонь на ребро. Боль-
Есть и шейка, есть и хвостик,                   шой палец вверх. Указательный,
средний   и    безымянный-   вместе.     Мизинец
попеременно опускается и поднимается.
б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением )
Вот лежит лохматый пес,
В   лапы свой уткнувший нос.
Мы к Барбосу подходили .
И лохматого будили:
Лежебока, не зевай,
 Нас скорее догоняй!

7.  Письмо

- Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова. а) Письмо буквы Ь.
б) Решение кроссворда (с. 26).
- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова,
называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал про-казничать.

-             Любил Трезор бумагу ... (Мять.)
-             На кухне посуду... (Бить.)
-             А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть).
8.  Чтение текста.

-      Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами прошелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявления.
9.  Отгадывание ребуса кровать.

-      Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус.

10. Итог занятия.

-       С какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного.


Комментариев нет:

Отправить комментарий