Тема: буква Ь на конце слова.
Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков;
учить дифференцировать твердые и мягкие согласные;
познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с
Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь.
Оборудование: альбом 3Цукановой,Бетц.
Ход занятия
-
1.Организационный момент. Прочитай слово, выдели из
слова второй слог, найди этот слог среди написанных ниже
коляска
|
одежда
|
василек
|
гусеница
|
снегири
|
утята
|
улитка
|
помидор
|
пеликан
|
дыня
|
ребята
|
черепаха
|
ля, се,
ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.
2. Подготовительная работа.
а) Напиши(составь из букв) похожие слоги, поставьте их в ряд (слоги
с одинаковой гласной: ля, бя, тя...).
Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким
согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И).
б) Игра «Камень - вата».
Взрослый называет слова с твердым и мягким согласным на конце
(король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит,
ловить). На слово с мягким согласным на конце, ребенок приседает ,на твердый
согласный – топает ногой.
3. Знакомство с буквой Ь (с. 26).
- Посмотрите на картинку в левом верхнем углу.
Это щенок Трезор,
На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора.
- Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков
написал: Отыскал на кухне угол, С головой забрался в уголь.
-
Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой
последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими
звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки
буквами.
-
Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий
знак».
- Эта буква не обозначает звука, а только
показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа
буква Ь? Постройте букву из пальцев
рук.
-
Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в
домики к согласным буквам.
Поупражняйтесь
в чтении согласных с мягким знаком: бь, вь,гь,дь,зь,кь,ль,мь,нь,пь,рь,сь,ть,фь,хь
4.
«Математическая грамота».
Прочитай стихотворение Е. Измайловой. Мягкий знак - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не
произносится,
Но в
слово часто просится.
- Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время
обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь
в зубах. Найдите их на странице книги.
-
Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.)
Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.)
-
У Игоря
была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору.
Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство,
видимое глазом.)
-
Игорь
встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на
картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово
получилось в третьем примере? (Жаль
Трезора, он поранил лапу.)
5. Звуко-буквенный анализ.
-
Однажды Трезор остался в доме один. Все ушли и одного В доме
заперли его.
- Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте из букв слово «дверь». Какой буквой обозначите
мягкость звука [рь]?
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора И поэтому щенок Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье, Зайцу выдрал шерсти клок.
-
Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали
хозяина щенка? Составьте его имя в кассе букв.
6. Физминутпка
а)
Пальчиковая гимнастика. «Собака».
У собаки
острый носик, _ Правая ладонь на ребро. Боль-
Есть и
шейка, есть и хвостик, шой палец вверх. Указательный,
средний и безымянный- вместе. Мизинец
попеременно опускается и поднимается.
б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение
движений с речевым сопровождением )
Вот
лежит лохматый пес,
В лапы
свой уткнувший нос.
Мы к
Барбосу подходили .
И
лохматого будили:
Лежебока,
не зевай,
Нас скорее догоняй!
7. Письмо
- Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова. а) Письмо
буквы Ь.
б) Решение кроссворда (с. 26).
- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В
клеточки кроссворда надо вписать слова,
называющие действия щенка. Щенок не любил
оставаться один. Сразу начинал про-казничать.
-
Любил
Трезор бумагу ... (Мять.)
-
На кухне
посуду... (Бить.)
-
А
однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть).
8. Чтение текста.
- Трезор продолжал проказничать.
Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами
прошелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых
наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявления.
9. Отгадывание ребуса кровать.
- Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда
он лег - вам подскажет ребус.
10. Итог
занятия.
- С какой буквой познакомились? Что интересного
узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.
Мы щенка
в воде и мыле
Два часа
мочалкой мыли.
Ни за
что теперь его
Не
оставим одного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий