Формирование
фонематических процессов
-
1. Идет матушка-весна
Отворяй-ка ворота.
О каком весеннем месяце загадки?
Весна торопится на старт, в лучах весенних
месяц... (Март.)
Яростно
река ревет И разламывает лед.
В
домик
свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся
В
небе
жаворонка трель.Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)
Зеленеет
даль полей,Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (Май.)
2.-
Какой последний звук в слове май?
3. Анализ артикуляции, звука [й].
- Произнесите звук [й], наблюдая за артикуляцией в
зеркале.
Дети
анализируют произношение звука по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты.
Кончик языка опущен за нижние зубы, а спинка языка поднимается к твердому
нёбу. Сильная воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
- Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий, звонкий.) Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.Как
обозначим?
(зеленым цветом с колоколдьчиком)
4. Упражнение в произношении.
- Сочиним чистоговорки о весне.
Ай, ай, ай - наступает месяц май
Уй, уй, уй - ветер ласковый, подуй
Ей, ей, ей - бежит ручей
Ой, ой, ой - как хорошо весной!
-Послушай и объясни пословицу.
Март
с водой, апрель с травой, май с грозой.
- 5. Почему так говорят? Еще раз
послушайте пословицу и назовите слова со звуком [й]. Дети заучивают
пословицу.
б) Игра «Будь внимательным».
В иллюстрации «Весна». Хитро
прячутся слова. Слова со звуком [й]
найдите и четко их произнесите.
- Рассмотрите схемы слов. В схемах
обозначено место звука [й].
Подберите к схемам слова. (Сарай, воробей, муравей, ручей, соловей;
лейка, майка, чайник, скамейка, балалайка.)
Формирование грамматического строя
речи. Упражнение «Один- много».
-
Весной у лесных зверей появляются детеныши - лесные
малыши. К осени малыши вырастут, и пополнится лес молодыми жителями.
Рассмотрите картинки животных. Кого видите на картинке?
- Про кого
из этих животных говорят «колючий»? (Неуклюжий? Большой? Длинная? Смелый?)
Мчится, что есть духа
Хвост короче уха.
Живо
угадай-ка
Кто же это? (Зайка.)
Составьте
схему слова зайка.
ПАоиграйте всей семьей в игру «Словознайка» -
кто последним назовет слово со звуком [й],тот
выигрывает и не моет посуду!
звук Й бывает только после гласного в конце слога (1, 2, 3), не является слогообразующим.
2.
Упражнение «Посмотри и назови».
Выставить картинки: зайка, майка, лайка, чайка,
чайник. Предложить детям назвать эти предметы во множественном числе (по мере
ответов выставлять соответствующие картинки) и сказать, что изменилось (в
конце слов появился звук «И»).
3.
Упражнение «Твой, твои, мой, мои».
Предложить детям подумать и ответить, про какие
предметы можно сказать «твой» (мой), а про какие — «твои» (мои).
—
Это твой (твои)
попугай (попугаи)?
—
Да, это мой
(мои) попугай (попугаи)! Это твой (твои) воробей (воробьи)?
—
Да, это мой
(мои) воробей (воробьи)!
4.
Упражнение «Составь схему».
Предложить детям составить схемы слов «сарай»,
«сараи» и объяснить, почему в слове «сарай» два слога, а в слове «сараи»
три.
|
Упражнения с
разрезной азбукой:
а) май ®майка, лай ® лайка, мой ® мойка, лей ® лейка,
змей ® змейка
б) Зайка сидит под туей.
Лайка лежит под скамейкой. Андрей купил клей. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий