Артикуляционная гимнастика



 НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Общие правила:
   перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
   движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в
полном объёме;
   стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
   удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообраз­
ных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
   ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
    темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок
успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения
.
 
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней - рис. 1) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
 
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу  сверху вниз),
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от  середины лба к вискам — рис. 2).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю  снизу вверх и сверху вниз).
ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди — рис. 3),
 
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки — рис. 4),
 
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).
 ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — рис..5).
 ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают  сначала нижнюю, а потом верхнюю губу — рис. 6).
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд - рис. 7),

 
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указа­тельные пальцы разминают обе губы).

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта — рис. 8),

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам — рис. 9).

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 10),

ШАРИКИ НАДУЕМ (покусыва­ние нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с по­хлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу — рис. 11).

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе — рис. 12).

ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе — рис. 13).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 14) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).


 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. 
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.

   
  К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть  чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
   В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
ГИМНАСТИКА       АРТИКУЛЯЦИОННОГО       АППАРАТА


 Приведенные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
  •  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?


   Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
   Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка
  •  Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).
  •  
  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.






Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
I. Упражнения для нижней челюсти:
1.Широко раскрыть рот и   подержать раскрытым несколько секунд.
2.Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3.Легкое постукивание зубами -губы разомкнуты.
4.«ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы  в  улыбке.   
II.Упражнения для губ:
1.«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты)
2.«ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -вытягивание губ вперед
3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения выполняются также   с  сомкнутыми губами).
4.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
5.Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III.Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1.«БОЛТУШКА» - движения языком   вперед-назад.
2.«ЧАСИКИ» - вправо-влево узким  языком из  одного  уголка  рта  в  другой, челюсть неподвижна.
3.«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз  широким  языком  , рот  широко  открыт  и  не  закрывается.
4.Круговые движения языком.
5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком, рот  при  этом  не  закрывать, губы улыбаются
6.«ЛОПАТКА» или
«БЛИНЧИК» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе
7.«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед
8.«ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий  язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
9.«ГРИБОК» - широкий плоский  язык присасывается к твердому  небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам
10.«ЧАШЕЧКА» - широкий язык в  форме чашечки поднят кверху, края  прижаты к верхней губе,
11.«КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание  вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» —
а)покусывание  кончика  широкого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке;
б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий