НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ
Я МАССАЖИСТ
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике,
вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения
от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Общие правила:
• перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
• движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в
занятия в
полном объёме;
полном объёме;
• стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
• удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения
разнообраз
ных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
ных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
• ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
• темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах,
чтобы ребёнок
успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней - рис. 1) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми
ладонями проводят по лицу сверху вниз),
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ
(граблеобразные движения пальцами от
середины лба к вискам — рис. 2).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание
ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин
кпереди — рис. 3),
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки —
рис. 4),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают
на щёки).
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки
круговыми движениями — рис..5).
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю
губу — рис. 6).
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих
губ вперёд - рис. 7),
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ
НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы
разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы
рук находятся в уголках рта и по очереди
поднимают то правый, то левый уголок
рта — рис. 8),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ
СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних
пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам — рис. 9).
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 10),
ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк
с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу,
например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются
навстречу/врозь друг другу — рис. 11).
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В
ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и
поколачивание кулачком по верхней губе — рис. 12).
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК
ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык
— под нижней губой и поколачивание по нижней губе — рис. 13).
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 14) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с
оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ
СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от
нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между
большим и остальными пальцами).
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Общеизвестно,
что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут
привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш
научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и
язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,
без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему
этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
•
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения
должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
•
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения
в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без
изменений.
Правильное произношение звуков наряду
с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной
речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному
обучению.
ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТАПри выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).
- Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
2.Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3.Легкое постукивание зубами -губы разомкнуты.
4.«ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
II.Упражнения для губ:
1.«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты)
2.«ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -вытягивание губ вперед
3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».
(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
4.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
5.Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III.Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1.«БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад.
2.«ЧАСИКИ» - вправо-влево узким языком из одного уголка рта в другой, челюсть неподвижна.
3.«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз широким языком , рот широко открыт и не закрывается.
4.Круговые движения языком.
5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком, рот при этом не закрывать, губы улыбаются
6.«ЛОПАТКА» или «БЛИНЧИК» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе
7.«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед
8.«ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
9.«ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам
10.«ЧАШЕЧКА» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе,
11.«КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» —
а)покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке;
б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.
3.Легкое постукивание зубами -губы разомкнуты.
4.«ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
II.Упражнения для губ:
1.«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты)
2.«ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -вытягивание губ вперед
3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».
(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
4.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
5.Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III.Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1.«БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад.
2.«ЧАСИКИ» - вправо-влево узким языком из одного уголка рта в другой, челюсть неподвижна.
3.«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз широким языком , рот широко открыт и не закрывается.
4.Круговые движения языком.
5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком, рот при этом не закрывать, губы улыбаются
6.«ЛОПАТКА» или «БЛИНЧИК» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе
7.«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед
8.«ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
9.«ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам
10.«ЧАШЕЧКА» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе,
11.«КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» —
а)покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке;
б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий