воскресенье, 14 февраля 2016 г.

15.02.2016 – 19.02.2016- темы недели: Звук и буква Ж. Звуки ж-з. Звуки ж-ш. День защитника Отечества.




1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:
             У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
             У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?
              Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Звук [Ж]
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи пред­меты, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [Ж]:
              губы округлены и слегка вытянуты вперед  «рупором»;
              широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
              теплая воздушная струя идет по центру язычка;
              горлышко «работает».
Символ звука! жук жужжит:Ха­рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
3. Фонетическое упражнение:.Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...
5. Повторить за взрослым серию слогов:жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жца-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...
6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились? Эта..., гара..., чи..., черте..., мор...
7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове). Флаг — флажок, берег — ..., друг — ..., рог — ..., пирог — ..., круг — ..., утюг —
8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,      
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, на­зови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот)
10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ..., билет — ..., пучок — ..., Веня — ...
11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
12. Взрослый произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...
14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
15. Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Де­вочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
18. Знакомство с буквой Ж.
Ж   похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
На что еще похожа буква Ж? Сравнивание букв К и Ж:
Это - Ж, А это К,
Целый жук и полжука.
А. Шибаев
Игры с буквами.
19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.
Звуки Ж-3
I.     Дифференциация Ж-3 — игра "Жуки и комары" — 2 команды: а) упражнение на внимание — попеременное произнесение
б) различение в слогах: за, жа, жла, азл, ужа, злу, жно, озн...;
в) различение в словах: незабудки, гвоздики, дирижабль, зоопарк, жаровня, абажур, занавеска, этажерка, оранжерея, затмение, жа­воронок, стрекоза, пирожное, зубочистка...;
г) по картинкам на панно (с дополнительным заданием — опре­деление слогового состава);
д)  игра "Наоборот":   за-за-за - жа-жа-жа            зо-зо-зо -    зу-зу-зу -        зы-зы-зы -                     зла-зла-зла -                           озл-озл-озл -
е) чтение слов с пропущенными буквами Ж, 3:  .аба, .акат, ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, во., парово., .амок, ва.а, ко.а, .убы, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин; ве.ут, оде.да, е., .арод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .
II.   Печатание пар слогов, слов на 3-Ж:
за-жа                                ужи-узы
зо-жо                               жал-зал
зу-жу                               кожа-коза
зы-жи                              рожок-разок
III.     Упражнение в словообразовании сложного прилагательного железнодорожный, согласовании его с существительными:
а) билет для поездки по железной дороге— железнодорожный билет; форма работников железной дороги— железнодорожная форма; транспорт на железной дороге— железнодорожный транспорт; расписание движения на железной дороге—     
поездка по железной дороге—     станция на железной дороге—       вагон   на железной дороге—     касса на железной дороге— платформа на железной дороге—
б)  подбор предметов к признакам:
Договаривание предложений:
Женя пошел в железнодорожную кассу (за) билетом на поезд. Зоя перешла (через) железнодорожное полотно по мосту. (За) железнодорожным мостом находится железнодорожная станция. (Из-за) леса показался поезд.
Маленький котенок выскочил (из-под) железнодорожного вагона. Отремонтированный поезд вышел (из) железнодорожного депо. Шпалы лежат (между) железнодорожными рельсами.
ЗВУКИ Ж-Ш
I.     Дифференциация Ш-Ж
а) упражнение в звукоподражании на внимание;
б)  различение в слогах:жа,ша, шла, ажл, жлу, ушл, жи...;
в)  в словах: шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать, дирижировать, штукатур, жимолость, можжевель­ник, шуршать, шелест, путешествие...;
II.     Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот":
ужи - уши
жар -
жалить -
жила -
жарить -
жаль -
житье -
жарь -
лужа -















. Упражнения с разрезной азбукой — преобразование слогов, слов: ши -жи-»ужи -»уши -> Луши -лужи –лужа
 IПечатание предложений, составление схем, повторение право­писанияжи, ши, сомнительной согласной.
Луша мыла уши. Луша шила жакет. Уж жил в лесу.

Мое отечество — Россия.             Разговор об Отечестве.Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя.
Наша Родина — Россия.
А мы, живущие в России, — россияне.
Послушайте, как написал о России, о необъятных ее просторах замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как называет нашу Родину Россию русский поэт Сергей Есенин? Этим именем Русь называли Россию наши далекие предки ру­сичи в древние времена.
Послушайте еще один отрывок из стихотворения Сергея Есени­на и запомните: наша Родина Россия, Русь, святая Русь.
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огром­ные леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели, от уничто­жения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь беречь, хранить, защищать родную землю, родную приро­ду, свою большую прекрасную Родину Россию.
Подумайте, назовите, какие наши действия, какие дела россиян, необходимы нашей Родине?
(любить ее;беречь каждый кустик, дерево, травку;защищать;сохранять ее богатства;работать;трудиться;не давать загрязнять леса, реки...;не допускать пожаров).
Кто для вас, для всех людей, самый близкий, самый родной, са­мый добрый человек на свете? Кто нас любит больше всех на свете, кто заботится о нас? (Мать.)
Как в народе ласково называют маму, мать? (Матушка.) Вот так же и свою Родину люди с любовью называют Родина-мать, Матушка-Русь.
А еще Родину называют Отечество, Отчизна, Отчий дом.
Какого родного, близкого человека в семье напоминают эти на­звания Родины: Отечество, Отчизна, Отчий дом?Вслушайтесь и вдумайтесь в слова:
1) отец отче  Отечество   Отчизна Отчий (дом)
2) род (людской) родина (в  древнем русском языкетак  называлась семья)  
родительский Родинароднойродимый родственники родители
Как можно назвать первую и вторую группу слов?
Почему эти слова родственные?
Кем для нас является Россия, Русь? (Родина, Отчизна, Отече­ство.)
III.      Подберем признаки к нашей Родине, России.
любимая                  необъятная                     могучая
родная                     бескрайняя                      беззащитная
прекрасная              богатая                             веселая
огромная                 красивая                          грустная
IV. Игра «Скажи иначе» — подбор синонимов
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, простор­ная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная, милая.
Родина — Отечество, Отчизна, Отчий дом.
V. Игра «Телефон» — припоминание родственных слов.
Отец — Отечество, Отчизна, Отчий дом. Род — родной, родимый, родители, родительский, род­ственники, Родина.


Комментариев нет:

Отправить комментарий