среда, 25 ноября 2015 г.

23.11.2015 – 27.11.2015- темы недели:Звуки к-х-кь-хь. Буквы К-Х. Кто как готовится к зиме.





Учим скороговорки:
Крошки хомяк за щеку клал. Корм хорек из хлева украл.
Сух сук нес барсук.
Подвижная игра «Ежик». [Развитие общей моторики, коор­динации речи с движением.]
Желтых листьев целый ворох, Сидят на корточках
 Ветра нет, а в листьях шорох., выполняют взмахи руками вправо-влево
Это еж, почуяв осень, На иголках их уносит.. Передвигаются по кругу на кор­точкахХорошо, что он колючий,— Встают, выполняют прыжки на носочках.
Руки держат на поясе.
Сам теперь как листьев куча!
Нужно листьями скорей Спальню выстелить в норе. Опять приседают и выполняютвзмахи руками

Фонематические  процессы
 1.Дифференциация звуков [К] — [X]. Вспомнить с детьми артикуляцию, символы и характеристику зву­ков [К] и [X].
2.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:ка-ха, ко-...; ху-ку, хо-...
3.Повторить за взрослым серию слогов:
ка-ка-ха, ха-ха-ка, ка-ха-ха, ха-ка-ка, ка-ха-ка, ха-ка-ха.
4.Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [X], разделить слова на слоги, определить место звуков в словах.
5.Предложить ребенку сравнить слова по звуковому составу, найти сход­ство. Какой звук стоит в начале слов? в конце слов?
Хомяк, хорек, хряк.
6.Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [X]):
хлеб, порох, клад, пух; каша, макароны, ухо, красный.
7.Заменить звук [X] на звук [К] в словах. Какие слова получились? Составить предложения с этими словами:мах — мак, мох — ..., пух — ..., сох — ...; хлоп — ..., хорь — ...; рубаха — ..., муха — ..., махал — ...
8.Дифференциация звуков [К'] — [X']. Вспомнить с ребенком артикуляцию, символы и характеристику зву­ков [К'] и [X'].
9.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:кя-хя, ки-...; хи-ки, хю- ...
10.Повторить за взрослым ряд слогов:
кя-хя-хя, хя-кя-кя, кя-хя-кя, хя-кя-хя, кя-кя-хя, хя-хя-кя.
11.Закончить слова нужным слогом:
КИ, ХИ: пету..., карандаши..., пасту..., лопу..., ру..., ручей...
12.Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К'] и [X'], разделить слова на слоги, определить место звуков в словах, составить с этими словами предложения.
13.Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К'] и [X']):
химия, хирург, Киев, хищный; Кирилл, икра, мох, молоток.
Анализ слова хищники: какой первый звук в слове? предпоследний?

Расширение словарного запаса детей:
названия: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шку­ра, пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога, логово, нора, дупло, пещера;
признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, ко­лючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый,  красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, ос­торожный, хищный;
   действия: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, ре­веть, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомить­ся, плавать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И   УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»
Белка — белочка,   медведь — медведушка,еж — ежик,
заяц — зайчик, лось — лосик, тюлень — тюленюшка,
морж — моржонок.
Образование существительных в единственном и множе­ственном числе с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми «У кого — кто?» (детям 58 лет)
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
    у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у оленухи-оленятау медведицы — медвежонок, медвежата.

 Образование существительных в родительном падеже мно­жественного числа с уменьшительно-ласкательными суффик­сами «Один — много»
Белка — много белок — бельчат, лиса — лис —лисят,
 еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат,
волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят,
медведь — медведей — медвежат, олень — оленей — оленят,
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» (детям 6—8 лет)
У лисы хвост — лисий,
лапы — лисьи,
морда — лисья,
по образцу: у медведя, волка, зайца.

Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);
лиса, волк, овца, белка (овца);
 корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).
Выбор соответствующего понятия «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
 (Отвечать полным предложением.
 Например: черепаха двига­ется медленнее.)

Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:
1) название;
2)    где живет (Север, жаркие страны ...);
3)    внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные
признаки — у слона хобот и т.п.);
4)    жилище (берлога, нора, дупло ...);
5)    повадки;
6)    как добывает корм;
7)    как защищается;
8)    чем питается;
9)    кто является его врагом;
10) как называются его детеныши.


Автоматизация пра­вильного произношения и дифференциация сонорных звуков.
Учимся рассказывать стихотворение четко, вы­разительно.

Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый Про запас грибы в дупло.
 Рыщут волки ночью темнойЗа добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровкаВ старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари. 
Зимовать к нам прилетели Северяне-снегири.

-О чем  это стихотворение?
Как же животные готовятся к зиме? Что об этом говорится в стихотворении?


Пересказ рассказа А. Клыкова «Медведь». [Обобще­ние и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха.]
К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех ста­новится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медве­дя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.
Скачет по лесу трусишка В сером летнем армячишке.
А зима придёт — Шубку белую найдёт.
Подсказка:
Назови зайца ласково -   зайка, зайчик, заинька,заюшка, зайчишка.
Детёныши зайца — зайчонок, зайчата. Мама у зайчат - зайчиха. Хвост у зайца -   заячий. Избушка у зайца — заюшкина. Капуста у зайки — зайкина.
4.       Упражнение в употреблении антонимов — игра«Скажи наоборот».
Образец:
У зайки короткие уши. — Нет, уши у зайки длинные.
У зайца большой длинный хвост. —
У зайца короткие слабые задние ноги. —
У зайца плохое зрение. —
Заяц медленно ходит. —
Заяц — могучий, сильный зверь. —
Заяц хитрый и злой. —
Заяц очень храбрый. —
Заячья шуба жёсткая и холодная.—
    Чтение и  пересказ рассказа «Как заяц зимует».
Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зай­ки тёплая-тёплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мо­роза спасёт и от охотников и лисы скрывает.
Днём заяц спит. Но глаза у него открыты и зор­ко следят: нет ли врага поблизости.
И уши навострил во сне. Одно ухо торчит вверх, другое прижал к голове и прислушивается: не под­крадывается ли кто к заиньке.
А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы и об­гложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточ­ки кустарников. Когда снега мало, и он неглубокий, заяц разрывает лапками снежные сугробы на полях и лакомится зелёной озимью.
Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди — все охотятся за зайцем.
Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасает его тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги.
Закрепление образования и употребления при­тяжательных прилагательных от слова заяц —
Ответы на вопросы логопеда по образцу: Образец:
Чей у зайца хвост? — Хвост у зайца заячий.
Чья у зайцй шуба? —
Чьи у зайца уши? —
Чья у зайца голова? —
Чьи следы на снегу оставляет заяц? -—
Чьи быстрые ноги спасают зайца? —
Чей тонкий слух помогает зайцу спастись? —
Чьи глаза не спят, когда заяц спит? —-
Чей у зайца страх? —
Днём заяц спит (под) кустом. Белая заячья шуб­ка не видна (из-за) куста. Она кажется белым суг­робом. Ночью заяц осторожно выглядывает (из- под) куста. Сначала (из-за) куста показалось длин­ное заячье ухо, затем, выскочив (из-под) куста, заяц мчится к озимому полю (за) деревней. Заячьи лапки разгребают рыхлый снег и добывают лако­мые зелёные ростки (из-под) сугроба.
6.  Счет — от1 до 10  словосочетания: заячий след,заячье ухо, заячья лапа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий