воскресенье, 29 ноября 2015 г.

30.11.2015 – 4.12.2015 тема недели: Звуки с-с’. Буква С. Зима.Зимующие птицы





Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.].
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.   «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!        Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову
ладошкой, дотрагиваются доноса, вста­ют прямо, как бы держат воображае­мую метлу.
Но солнце припечет слегка Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика.      Разводят руками, пожимают плечами.
с движением.]
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ла­дони правой руки
Я зиму, и снег,и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ла­дони левой руки.

Но где же снежинки?В ладошке вода. На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленны­ми ладонями.
Физминутка: «Снежинки кружатся».
Дети кружатся, делают плавные движения руками.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Фонематические  процессы, звуковой  анализ 1.Звуковая характеристика звуков [с] и [сь]
2.Игра «Третий лишний».
Назовите лишний звук, который не подходит к осталь­ным звукам.
ОУМ                                           ВНК ПьТьК
КНА                                            КТьППТВ      
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:
совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка,
 ветка — корова — клетка — сетка, каток —дом — моток — поток.
3Проговаривать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утриро­ванно). Везет Санька Соньку на санках.Санки — скок, Саньку — с ног,Сонька — бух в сугроб!
4.Повторить за взрослым серию слогов:са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
5.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...
6.Закончить слово слогами:
СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...
8.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если ниишь звук [С']»:сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
9.Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой 1нковый звук во всех этих словах?Синий, селедка, синица, сито, сетка.
10.Выучить чистоговорки:Ся-ся-ся — мы видели гуся.Се-се-се — еду на гусе.Си-си-си — сено принеси.Ась-ась-ась — плывет карась.
11.Дифференциация звуков [С] — [С']- идактическое упражнение «Скажи наоборот»:са-ся, ся-са, ..., ас-ась, ась-ас...
12.Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С']):гу..., но..., поя..., ло..., голо...
13.Повторить за взрослым серию слогов:са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.
14.Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С']):
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
15.упражнение «Большой — маленький» — упражнение в ообразовании (обратить внимание на появление звука [С'] в образованном слове):нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ..., колесо — ..., сосна — ..., коса — ..., ананас —

Лексико-грамматический  строй  речи
Образование  существительных  с    уменьшительно-ласкательным суффиксом
Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много»
Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много   льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа — стуж, холод — холодов, забава — забав.
«Подбери родственные слова»
Снег — снежок,снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;
зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые     
мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый Дидактические игры: «Телефон» (назови приметы  зимы), «Скажи наоборот» (слова-антонимы), «Живые  слова», «У кого кто? (птенцы)». Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»
Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь  предложение правильно.)
Подбери действия:
воробей- летает, чирикает, строит гнездо, выво­дит    птенцов,    заботится,    добывает корм...
Подбери родственные слова:
снегирь - снег, снегириха, снегиренок, снежок, снежки, снежинки, снеговик, подснежник, заснежен­ный, Снегурочка, снежный, снегириный...
Образуй признак (от предметов):
ворона - вороний, вороново, воронья, вороньё.
Образуй признак (от действий:летать - летящий, летевший, летающий.
 Подбери предметы к признакам:Голубиный -… Голубиное -…Голубиные-
Назови ласково:ворона - воронушка,
Назови детенышей (птенцов): ворона - вороненок,
Скажи иначе (синонимы):
летать - порхать, носиться, мчаться, виться, па­рить, реять... проворная   синичка   -   ловкая,   шустрая,   юркая,увертливая...
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Синица, воробей, грач,снегирь.
Дидактическая игра «Подбери признак» (со­гласование имен существительных с прилагательными): си­ница (какая?) — ..., голубь (какой?) Посчитайптиц  до 10 и обратно.
Связная  речь
Связь слов в предложении «Составь предложения   по   опор­ным словам»
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, катаются.
Снежки, играют,мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
                  Стих «Кор­мушка»
Рано утром на опушке Мы повесили кормушку
 Для щеглов, и для синичек, И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки.
 Прилетайте на опушку, Угощенье ждет в кормушке.
Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, корот­кие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полос­ки. Целый день чирикает и прыгает. — Воробей.
Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).
СНЕГИРЬ
Наряднее становится зимняя природа, когда прилетают к нам красавцы снегири.
Снегирь — красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой. Держатся снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами.
Снегири украшают нашу зимнюю природу.
По П. Соколову
МЫ - ВАШИ ДРУЗЬЯ
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы  -остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не пишитесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы  напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки.  Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!
Расскажи о птице по плану:
Кто это (название)? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Внешний вид (размер, окраска перьев, строение). Чем питается? Как поет? Как зимует? Птенцы

Комментариев нет:

Отправить комментарий