воскресенье, 15 апреля 2018 г.

16.04.2018 – 20.04.2018 – темы недели: Звук и буква Ц. Звуки с-ц. Перелетные птицы.


Артикуляционная  гимнастика
Упражнения  на  развитие  мимики,дыхания
Гимнастика для губ.
Упражнение 1. Ребенок надувает обе щеки. Медленно выдувает воздух через сжатые губы. Повторять упражнение 3-5 раз в течение 30 секунд Упражнение 2. Ребенок вытягивает губы в трубочку как при свисте, а затем их растягивает, как при широкой улыбке. Повторять 4-8 раз в течение 1-3 минут.
Упражнение 3. В углах рта при несомкнутых губах ребенок устанавливает мизинцы рук и в таком положении стремится сомкнуть губы. Так как пальцы создают определенное препятствие для смыкания губ, это служит хорошей тренировкой мышц рта. Повторяют 3-5 раз в течение 30 секунд.
Упражнение 4. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнения  на   дыхание: 1. Брюшное дыхание. Выдохнуть, сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе через нос живот втягивается.
2. Полный удлиненный вдох. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага вдох, на 4 шага выдох. Через каждые 3-4 дня продолжительность выдоха увеличивать на один счет.
3. Вдох и выдох одной ноздрей. Вдыхать и выдыхать одновременно одной ноздрей ( вторую ноздрю плотно прижать пальцами ).
4.Выдохнуть, нос зажать пальцами. Медленно вслух сосчитать до пяти, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики
Координация  речи  с  движением«Веснянка»
Обводка  по  трафаретам  контуров   птиц и  их    штриховка
Пальчиковая  гимнастика «Ласточка» Упражнения для пальчиков.
Птенчики в гнезде
Улетела птица-мать малышам жуков искать. Ждут малютки-птенцы мамины гостинцы. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.   Получается  «гнездо».   Шевеление   пальцами   правой руки  создает  впечатление  живых   птенцов в гнезде.
Скворечник
Ладошки вертикально поставить друг к другу, мизинцы прижать (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Скворец в скворечнике живет   и песню звонкую поет.

Фонематические  процессы, звуковой  анализ
1.Закончить слово звуком [Ц]:дворе..., молоде..., жиле..., певе..., плове..., ледене..., продаве...
2.Закончить слово слогом ЦА:мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...
3.Дидактическое упражнение «Один — много» — упраж­нение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ...,
4.Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появле­ние звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...
5.Дидактическое упражнение «Назови женскую профес­сию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ..., ху­дожник — ..., охотник — ..., укротитель — ...
6. Дидактическое упражнение «Во что положим?» — уп­ражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло —
7.Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обра­тить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает ло­шадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...
8.Воспроизведение слоговых рядов:
ас-ас-ац                                            ацл-ацл-асл
ас-ац-ац                                            ацл-асл-ацл
ас-ац-ас                                            ацл-асл-асл и т.д.
9.Преобразование слогов, слов:
ас - ац              са - ца           цок -сок         цвет - свет
ос -оц              со - цо           цел - сел        цапля -сабля
ус-уц                су - цу           бац - бас        цветик - светик
ис -иц              сы-цы           цена сена      бутсы - бусы
10.Различение С-Ц на слух и в произношении — соревнование двух команд:
а)     в слогах: ас, цо, оц, ус, ста, ацт, уст, иц, цто, сты...;
б)     в словах: цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, ста­дион...;
в)     припоминание и проговаривание скороговорок на С, Ц
г)      по картинкам на панно: проговаривание, отбор картинок на слова с двумя звуками С, Ц (хором), затем со звуком Ц, со звуком С.
11.Составление схем слов по отобранным  картинкам.
12.Составление предложений по данным предметным картинкам, деление этих предложений на слова.
13.Словообразование существительных женского рода, обознача­ющих лиц по их действиям, качествам, а также предметы по их назначению — игры "И я тоже",
а)     умник—умница отличник— разведчик— охотник— ученик—          скромник— работник— шутник— учитель— писатель— наладчик— лыжник— воспитатель— летчик— сварщик— двоечник— укротитель— проказник— садовник— модник — первоклассник— затейник— странник— художник — физкультурник— выдумщик— буфетчик— озорник — стрелочник— волшебник— попутчик— мастер — скотник — насмешник — школьник— певец — пулеметчик— фокусник — обманщик— ленивец —
б)      хлеб — хлебница конфета—                сахар — чай— мыло— сухарь — салат— суп— пепел—

Грамота
I.   Упражнения с разрезной азбукой: складывание, преобразование слов
II.      Печатание слов и предложений под диктовку:
а)      припоминание правописания сомнительных согласных:
хлеб хлебница суп супница
б)      Положи хлеб в хлебницу.

Словарь
названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;
признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;
действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.
Лексико-грамматический  строй  речи
Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.
Закрепление употребления предлогов за, из-за, из-под, через,между.а)        выполнение инструкций, составление предложений по   демонстрации действий;
Игра «Эхо» — словообразование действительных при­частий прошедшего времени по образцу.
Грачи вернулись в родные края.-Вернувшиеся в родные края грачи.
Грачи слетелись в старый парк.-Слетевшиеся в старый парк грачи.
 Грачи построили гнезда.         Построившие гнезда грачи.
 Грачи уничтожили вредителей.         Уничтожившие вредителей грачи.
Грачи громко кричали в роще.
-Громко кричавшие в роще грачи.
 Грачи защитили свои гнезда.-Защитившие свои гнезда грачи.
Грачи налетели на врага.          Налетевшие на врага грачи.
 Грачи открыли весну.
Открывшие весну грачи.
подбор признаков и действий к грачам
Признаки(какие?- синевато-черные небольшие шустрые умныедружные
 общительныекрикливые  полезные  перелетныеПостроение монолога «Расскажи о птице по плану»
Классификация понятий «Четвертый лишний»
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ По Г. Скребицкому
рассказ«Гра­чи открыли весну» на фоне картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Грачи перелетные птицы, но зимуют они не в жарких   странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятсяморозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремон­тируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они  строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов,
будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с  громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным ,звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Пересказать рассказ от первого лица.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, на­пилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвест­ники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».
Составить описательные рассказы о перелет­ных птицах.
Грач — это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
             СКВОРЦЫ
Прилетают скворцы ранней весной, когда еще лежит кое-где снег. Прилет скворцов — верный признак весны.
После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Они чистят домики — скворечники, носят в клювах былинки, мягкую подстилку.
По И. Соколову-Микитову
  Скороговорка
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
По весне к нам с юга мчится Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач — Ест букашек разных... (грач).
На шесте — дворец, во дворце — певец, А зовут его — ... (скворец).
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? ... (Соловей.)
Эта птица никогдаДля птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Стихи   Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей, Река шумит,
И с криком стая журавлей Уж к нам летит.С.Дрожжин

Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.         A.       Толстой
ДОМ ВЕСНЫ     B.Данько
Среди травыГустой и влажной
Дом поднялсяМногоэтажный.
Тут есть балконы и беседки,
Столовые на каждой ветке
И спальни посреди сучков,
Но нет замковИ нет крючков.
Открытый солнцу и ветрам.
Дом ждет гостей из дальних стран.
А вот и первые жильцы:
Сороки, иволги, скворцы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий