воскресенье, 20 мая 2018 г.

14.05.2018 – 18.05.2018 – темы недели:Звук и буква Ч.Звуки ч-т’.Звуки ч-с’.Волшебница вода.Рыбы. Животный мир морей, океанов.


Упражнения  на  развитие  артикуляции,дыхания,голоса.
Скороговорка «В озере — карп, а в мо­ре — краб».

Упражнения  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики


Подвижное упражнение «Летучая рыба». [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]
Я летучая, прыгучая, Дети двигаются по кругу поскоками.
Улетела бы за тучу я Двигаются, взмахивая руками, как крыльями
Да соскучилась бы вскоре - до того люблю я море. Вновь двигаются по кругу, совер­шая поскоки.
Выложить фигуру из спичек по образцу.
Пальчиковая гимнастика«АКУЛА»
Приплывали две севрюги,      (Двумя   ладонями   дети   изображают,
как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги.        (Выгибают ладони тыльной                                                                                          стороной вверх.)
Налетали с двух сторон.         (Изображают, как севрюги плывут на-
встречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон.   (Делают толчок ладонями от груди.)
Фонематические  процессы, звуковой  анализ
1.Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала... 2.Характе­ристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мяг­кий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
3.Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.
Бумага есть, перо есть,Да без них писать не будешь. (Чернила)
Идут круглые сутки, Не стоят ни минутки, А все на одном месте. (Часы)
Черный, проворный, Кричит «Крак», Червякам враг. (Грач)
Снизу камень, сверху камень, Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)
4.Составить предло­жения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).   Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.
звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами:  часы, час, удача, задача.
5.Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков  ч-т’,объяснить, почему оно лишнее:чудо, чайка, телефон, чижик; тетка, тело, Тима, чайник.
6.Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Т'] (найти общее и риал И вспомнить характеристику звуков [Ч] и [Т'], обозначение.
7.Исправить ошибки, обратить внимание на изменение смысла всего предложения при замене звуков [Ч]  и [Т'] Печка сидит на Петьке. У редьки растет речка. Мальчик печь песню. Мама собралась петь пироги.
8.Упражнение в образовании сложноподчиненных предложений —
игра "Скажи дальше":
Чтобы научить детей читать и писать, учитель... Чтобы научиться читать и писать, ученик... Пасечник надевает на голову сетку, чтобы... Чтобы стать хорошим футболистом,... Чтобы хорошо учиться, надо ... Чтобы беседовать с иностранцами, нужен... Если не знаешь букв,...
Мне нравятся рассказы и стихи русских писателей и поэтов, потому что...
Я люблю читать русские народные сказки и сказки русских писа­телей, потому что...
Российские фигуристы победили на Олимпийских играх, потому что...
9.Образование, подбор родственных слов:
писать — писатель, писательница, письмо, письменный, переписы­вать, описание, записка, запись, пишущий, переписчик, пи­сарь, подписка, роспись, писака, писанина;
учить — учитель, учительница, ученик, учение, учебный, учеба,ученица, учебник, учащиеся, училище, учительская;
читать — читатель, читательница, читальный, читальня, чита­ющий, прочитанный, чтение, чтец, чтиво;
летать — летчик, летчица, самолет, вертолет, летный, верто­летчик, летающий, взлет, полет;
почта — почтовый, почтальон, почтарь.
Грамота
С арифметикой я в мире: Ч похожа на четыре.На что еще похожа буква Ч?Игры с буквой.
Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:дачка — качка — пачка — тачка — почка — бочка — мочка —кочка — кучка — тучка.
Чтение, списывание предложений:Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы. Вот Дима.У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.





Лексико-грамматический  строй  речи
1.Дидактическая игра «Подбери признак»: рыб­ка (какая?) — ...
2. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
3.Спросите, кто такой рыболов и по­чему он так назван? (Ловит рыбу.)
4.Попросите ребенка объяснить, почему так говорят: «Молчит как рыба».
5.Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
6.Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притя­жательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост — ... , плавник — ... , туловище — ... .
7.Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согла­сование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
8.Дидактическая игра «Выбери нужное дейст­вие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Связная  речь
1. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
 Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
© У родителей и деток вся одежда из монеток.
© Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
2. Скороговорки   и   потешки
На мели мы лениво налима ловили.
Для меня вы ловили линя.
Наловил Валерий Полведра форели.
Угостил форелью Дарью и Лукерью.Н. Егоров
В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.А. Левшин
В озере — карп, а  в море — краб. Л. Ульяницкий
Жили-были линь и язь — Жили в иле, не  ленясь.
В ясли язь возил язят, Линь линят — в интернат.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть, плавать,
Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать

3.Пересказ прочитанных рассказов. Текст для пересказа
ЛЕВУШКА-РЫБАК И. Гурвич
Смотрел-смотрел Левушка, как старшие братья в  озере рыбу ло­вят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку. Дал дедушка ему удоч­ку, дал банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насажи­вать, и пожелал хорошего улова. «Спасибо, — ответил Левушка, — я большую рыбу поймаю».
Начал он удить — сразу большая попалась. Тянул он ее, тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит — а это и не рыба вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился.  Шел Левушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?»

4.Составление описаний рыб по предметным картинкам.
Инсценирование сказок.

ПОД ВОДОЙ А. Клыков

Дни стали длиннее. Свет прибавился. Днем мороз слабее. Конец марта — апрель. Дорога к воде начала темнеть. Кое-где на бугорках, на солнечной стороне за­чернелась земля.
А если на черной кочке увидели грача, знайте, что под водой началось пробуждение.
По всем рыбацким приметам, первой просыпается щука.
В мае водолюб торопится отложить яйца — вывести потомство. Плавунцы, те, что зимуют на суше, если теп­лый апрель, переселяются в воду. Прыгают лягушки, ле­зут в воду тритоны, зимовавшие под слоем мха и земли. На дне лопнули почки бодяги.
Теперь, если хотите видеть без перерыва чудесную картину весеннего пробуждения, нельзя и дня пропу­стить. Каждый день что-нибудь новое приносит.
Смотрите там, где теплая, как парное молоко, вода. Вглядывайтесь в эту зелень лугов, залитых полою водою, где блестят пузырьки воздуха. Старайтесь увидать среди этих изумрудных подводных лесов мириады мельчайших животных и растений. Здесь кладут или прикрепляют к траве свои икринки плотвички, окуни, щуки, лещи — словом, громадное большинство наших озерных и реч­ных рыб.
Не пропустите срока, наблюдайте за ними, пока еще не согрелась вода, следите за рыбками, пока они малы, пока еще они не выросли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий