понедельник, 10 сентября 2018 г.

Артикуляционная гимнастика


               Артикуляционная гимнастика
Родителям. Приведенные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребенку научиться управ­лять органами артикуляции, что необходимо для пра­вильного произнесения звуков.При выполнении артикуляционной гим­настики следует соблюдать следующие требо­вания:
v  Каждое движение выполняйте перед зеркалом  ежедневно  по  10 -15  минут.
v  Движения проводите неторопливо, рит­мично, чётко (упражнения
              выполняют­ся от 5 до10 -15 раз).
v  Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (дей­ствиями ребенка).
v  Выполняя упражнения для языка, ис­пользуйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
v  Помните: гимнастика не должна ребён­ку надоедать. Следите, чтобы  он от неё не уставал.
Примерный комплекс упражнений     артикуляционной гимнастики
I.Упражнения для нижней челюсти:
1. Широко раскрыть рот и   подержать  раскрытым под счет до 5, до 10.
2..Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3.Легкое постукивание зубами -губы разомкнуты.
4..«ЗАБОРЧИК» - соединить ровно  верхние и нижние зубы, губы в  улыбке.      
II.      Упражнения для губ:
1. «БЕГЕМОТ»-широко открыть рот и удержать под счет до 10.
2. «ЛЯГУШКА» — широкая улыбка, зубы сжаты и видны
3. «СЛОНИК» («ТРУБОЧКА») -вытягивание губ вперед и удержание позы под счет до 10.
4.Чередование«БЕГЕМОТ»- «ЛЯГУШКА» - «СЛОНИК».
5.Втягивание губ внутрь рта с плот­ным прижиманием их к зубам





III.Упражнения для языка
1. «ЧИСТИМ ЗУБЫ»-водить языком по верхним зубам слева направо, снаружи и внутри; затем по нижним
«РАСЧЕСКА»- через закрытые зубы выталкиваем широкий язык изо рта,как бы причесывая. Зубы скользят по языку.
2..    «НАКАЖЕМ  НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» —
а)   покусывание  кончика  широкого языка, приговаривая:та-та-та-та,губы при этом в улыбке;
 б) пошле­пывание широкого расслабленно­го языка расслаб­ленными губами,приговаривая: пя-пя-пя-пя.
3.  «БЛИНЧИК» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на ниж­ней губе под счет до 10 (если напрягается или подергивается – пошлепать губами)
4. «ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ» - широким языком облизываем верхнюю  губу 5-6 раз
5. «ЗМЕЯ» - рот широко открыть ,не закрывать; движения языком вперед-назад.
6.«КАЧЕЛИ» - широкий  язык двигается  вверх-вниз,  рот  широко  открыт  и  не  закрывается.
7.
«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряжен­ный язык высунут вперед,удержать под счет до 10.
8.«ЧАСИКИ» - узкий  язык двигается  вправо-влево из  одного  уголка  рта  в  другой, челюсть неподвижна.
9БАРАБАН»- широкий язык поднят вверх, ударяет о  альвеолы( бугорки верхних зубов), произнося д-д-д.
10. «ПУЛЕМЕТ»- широкий язык поднят вверх и ударяет  в  альвеолы(бугорки  верхних  зубов),  произнося  т-т-т,  губы   в  улыбке,  рот широко открыт.
11.    «ЧАШЕЧКА» - широкий язык в  форме чашечки поднят кверху, края  прижаты к верхней губе,
12. «ГРИБОК» - широкий плоский  язык присасывается к
    твердому  небу, боковые края языка прижа­ты к коренным зубам
   13 .«КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание  вверх  и продвижение вперед спин­ки языка, кончик языка при этом  прижимается к нижним зубам.
14.. «ЛОШАДКА» - цоканье (щелка­нье) языком, рот  при  этом  не  закрывать, губы улыбаются.
15. «ГАРМОШКА»-рот широко  открыт, губы в улыбке, язык присосать к небу и держать ;открывать и  закрывать рот 10-15 раз »


ПАЛЬЧИКОВАЯ     ГИМНАСТИКА
Родителям. Каждое занятие полезно начинать с уп­ражнений для пальцев рук, так как они — второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков.
Запоминаем! Названия пальцев рук,ориентировку в пространстве(вправо,влево,вперед,назад) и теле(правая рука,леваянога,правое ухо….)!
Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей:
Первый палец боковой называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй – указчик старательный
Не зря называют его –УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.
Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем, как в семье,братец младший – любимец
По счету он пятый,
зовется-МИЗИНЕЦ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий