понедельник, 13 апреля 2020 г.

13-14.04 -рекомендации по звукопроизношению.Звук й.Тетрадь Цукановой,Бетц





Формирование фонематических  процессов 


-      1.  Идет матушка-весна
Отворяй-ка ворота.
О каком весеннем месяце загадки?
 Весна торопится на старт, в лучах весенних месяц... (Март.)
Яростно река ревет И разламывает лед.
В    домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся
В    небе жаворонка трель.Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)
Зеленеет даль полей,Запевает соловей.
В   белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? ... (Май.)

2.- Какой последний звук в слове май?
3.  Анализ артикуляции, звука [й].

- Произнесите звук [й], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка опущен за нижние зубы, а спинка языка поднимается к твердому нёбу. Сильная воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
-     Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий, звонкий.) Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.Как обозначим? (зеленым цветом с колоколдьчиком)
4.  Упражнение в произношении.

-     Сочиним чистоговорки о весне.
Ай, ай, ай - наступает месяц май
Уй, уй, уй - ветер ласковый, подуй
Ей, ей, ей - бежит ручей
Ой, ой, ой - как хорошо весной!
-Послушай и объясни пословицу.
Март с водой, апрель с травой, май с грозой.
-    5. Почему так говорят? Еще раз послушайте пословицу и назовите слова со звуком [й]. Дети заучивают пословицу.

б) Игра «Будь внимательным».
В  иллюстрации «Весна». Хитро прячутся слова. Слова со звуком [й] найдите  и  четко их произнесите.

- Рассмотрите схемы слов. В схемах обозначено место звука [й]. Подберите к схемам  слова. (Сарай, воробей, муравей, ручей, соловей; лейка, майка, чайник, скамейка, балалайка.)
Формирование грамматического строя речи. Упражнение «Один- много».

-     Весной у лесных зверей появляются детеныши - лесные малыши. К осени малыши вырастут, и пополнится лес молодыми жителями. Рассмотрите картинки животных. Кого видите на картинке?

-     Про кого из этих животных говорят «колючий»? (Неуклюжий? Большой? Длинная? Смелый?)

Мчится, что есть духа
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка

Кто же это? (Зайка.)

Составьте схему слова зайка.
 ПАоиграйте всей семьей в игру «Словознайка» - кто последним назовет слово со звуком [й],тот выигрывает и не моет посуду!
звук Й бывает только после гласного в конце слога (1, 2, 3), не является слогообразующим.
2.    Упражнение «Посмотри и назови».
Выставить картинки: зайка, майка, лайка, чайка, чайник. Предложить детям назвать эти предметы во множественном числе (по мере ответов выставлять соответствующие картинки) и сказать, что изменилось (в конце слов появился звук «И»).
3.    Упражнение «Твой, твои, мой, мои».
Предложить детям подумать и ответить, про какие предметы можно сказать «твой» (мой), а про какие — «твои» (мои).
  Это твой (твои) попугай (попугаи)?
       Да, это мой (мои) попугай (попугаи)! Это твой (твои) воробей (воробьи)?
  Да, это мой (мои) воробей (воробьи)!
4.    Упражнение «Составь схему».
Предложить детям составить схемы слов «сарай», «сараи» и объяс­нить, почему в слове «сарай» два слога, а в слове «сараи» три.

Упражнения с разрезной азбукой:
а)   май ®майка, лай ® лайка, мой ® мойка, лей ® лейка,
змей ® змейка
б)   Зайка сидит под туей.
Лайка лежит под скамейкой.
Андрей купил клей.




Комментариев нет:

Отправить комментарий