четверг, 23 апреля 2015 г.

20.04.2013 – 24.04.2015.-тема недели: Звуки «С – СЬ- З - ЗЬ»Рыбы. Животный мир морей и океанов.

 Дифференциация звуков [С] — [3].
Назвать первый звук в именах: Саня, Соня, Софья; Зоя, Захар.
Сравнить артикуляцию звуков [С] и [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [С] и [3], символы и обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, з, с, з...; са, за, зо, со...; санки, золото, зубы, коса, коза, нос...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: са-за, со-...; зо-со, зу-...
Повторить за взрослым ряд слогов:
са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са, са-са-за.
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов):
ca,  мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк-
Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить ово из звуков):
с, у, п; с, о, к; з, у, б, ы; к, о, з, ы; р, о, з, ы; с, у, м, к, а.
Закончить слово нужным слогом:
СЫ, ЗЫ: ва..., но..., ко..., та..., бу..., гро..., бере..., ча...
Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом -зы? Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [3]):
санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.
в каком слове встречаются оба звука?
•аменить звук [С] на звук [3] в словах. Какие слова получились? тавить с ними предложения, используя изученные предлоги:
соя — Зоя, сайка — ..., сахар — ..., суп — ...; коса — ..., лиса — ..., косы — ...
.Дифференциация звуков [С'] — [3']. Назватъ первый звук в словах: зима, Сима.
сравнить артикуляцию звуков [С'], [3'], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить символы, характеристику и обозначение этих звуков
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук cь:,    зь, сь...; зь, сь...; ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел, поросенок.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ся-зя, си-..., зи-си, зю- ...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ся-ся-зя, зя-ся-ся, ся-зя-ся, зя-ся-зя, ся-зя-зя, зя-зя-ся.
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов):
по, ро, се, нок; зи, мо, ро, док; се, ле, доч, ни, ца; ар, бу, зи, ки.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С'] и [3']):
резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро, семена.
    Выучить скороговорки:
Идет козел с козой, А коза идет с косой.
Змея змеилась, Змея смеялась,
 Смеясь, змеилась, Змеясь, смеялась.
Звуко-слоговой анализ слов: составление и преобразование их с по­мощью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку.
Сима — зима, косы — козы, Лиза — лиса.


     Тема «Рыбы»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, ак­вариумных);
обратить внимание на особенности проживания, пита­ния, строения и дыхания рыб;
ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;
рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, спо­собах ухода за ними.
Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
© Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
© У родителей и деток вся одежда из монеток.
© Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыб­ка (какая?) — ... .
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и по­чему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 6. Попросите ребенка объяснить, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Задание 7. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притя­жательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост — ... , плавник — ... , туловище — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согла­сование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное дейст­вие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть, плавать,
Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.


Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу.
Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками.
Задание 14. Вырезать картинки с изображением морс: пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика  « Жил да был один налим…»
Жил да был один налим ,     Выполняют плавные движения сложенными
Два ерша дружили с ним.         ладонями,имитирующие движения плавников
Прилетали к ним три утки      Скрещенными ладонями имитируют взмахи
По четыре раза в сутки.               крыльев
И учили их считать:                   Сжимают и разжимают кулачки.
Раз,два,три,четыре,пять.           Загибают пальчики,начиная с большого.
«АКУЛА»
Приплывали две севрюги,     (Двумя   ладонями   дети   изображают,
как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги.        (Выгибают ладони тыльной 

                  стороной вверх.)

Налетали с двух сторон.   (Изображают, как севрюги плывут на-
встречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон.      (Делают толчок ладонями от груди.)
Развитие общей моторики Подвижная игра «ЛЕТУЧАЯ РЫБА»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения
Я летучая, прыгучая,        (Дети двигаются подскоками по кругу.)
Улетела бы за тучу я.        (Двигаются,    взмахивая   руками,   как
крыльями.)
Да соскучилась бы вскоре —    (Двигаются по кругу, изображая пла-
До того люблю я море.      вание.)
1.   Развитие грамматического строя речи Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамма­тического строя речи (образование однокоренных слов).]Образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?
Рыбка. Рыбешка. Как называют человека, который ловит рыбу? Рыболов. Рыбак. Что делает рыбак? Рыбачит. Куда ходит рыбак? На рыбалку. Какой суп варят из рыбы? Рыбный. Как можно назвать большую рыбу? Рыбина-         Котлеты из рыбы (какие?) - рыбные, суп - ... , икра - ... , залив­ное - ..., салат- ....
2.Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных при­лагательных).]
Хвост щуки чей?Щучий. Усы сома чьи? Сомовьи. Голова судака чья? Судачья.Туловище окуня чье? Окуневое.
3.Образование относительных прилагательных. Рыбы, живущие в море, (какие?) - морские, в реке - ... , в озе­ре - ..., в пруду- ..., в аквариуме - ... ;
4. Игра «Кого не стало?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи.] Посмотрите внимательно и запомните, изображе­ния каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, кого не стало.
По команде дети закрывают глаза. Восп-ль убирает одну картинку.-Кого не стало?
1-й р е б е н о к. Не стало щуки.
Игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети.
5.Игра «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Кто-то повторит его и добавит еще одно. Следующий повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.
1-      й         р е б е н о к. Сом, ерш.
2-       й         ребенок. Сом, ерш, щука.
3-       й         ребенок. Сом, ерш, щука, судак.

й                                     ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий