понедельник, 30 января 2017 г.

30.01.2017-3.02.2017- темы недели: «Семья. Звуки Т-Т’.Буквы Т,т.»




Игры на развитие грамматического строя речи:
1. Дидактическая игра «Подбери признак» (со­гласование имени существительного с прилагательным): ма­ма (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (ка­кой?) — ..., папа (какой?) — ....
2. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (об­разование и употребление притяжательных прилагательных).Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
3. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — де­душка, дядя — племянник, внук — дедушка.
4.Дидактическая игра «Покажи, где...» (пони­мание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
5.Дидактическая игра «Скажи наоборот».Старший — (младший), большой — ..., молодой — .... Старше — (моложе, младше).
6. Ответить на вопросы (употребление родитель­ного падежа имен существительных).У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
7. «Закончи предложения»(склонение существительного):
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). Haпраздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме).Я люблю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (мамой).
8. Скажи со словом " семейный".          Я буду говорить слова, а вы повторять их, но только вместе со словом "семейный": альбом - (семейный альбом), сервиз - (семейный сервиз), праздники - (семейные праздники), обед - (семейный обед), про­гулка - (семейная прогулка), игра - (семейная игра).
- Какие вы знаете семейные праздники?
- Какие бывают семейные игры?
   -Что такое "семейный сервиз"?

Развитие связной речи
1.Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье»
С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?;
Разучиваем домашний адрес имя,отчество, профессию, место работы родителей.

2.Закончи предложение и ответь на вопросы:
- Мама,папа,брат,сестра –это…
- Назови своих родственников.
- Почему их называют родственниками?
3.Отгадай загадки на тему «Кто я?»
У меня есть мама и папа.Кто я? (дочь,сын)
У меня есть бабушка и дедушка.Кто я? (внук,внучка)
У меня есть тетя и дядя.Кто я? (племянник,племянница)
Я мальчик,кем я прихожусь сестре?
Я девочка,кем я прихожусь брату?
Повторить стих,проговаривая все поставленные звуки:


Улыбаюсь я, как мама.
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же нос,
И такой же цвет волос!
Ростом ниже я, но все же
И глаза и нос похожи!
Ходим в ногу я и мама.
«Так похожи » — говорят.
Только мама смотри прямо,
Я — налево и направо,
А еще смотрю назад!


Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
1.Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю я считать. (Сжимать, разжимать кула­ки на обеих руках.)
Папа — раз(Согнуть большой палец левой руки.),
А мама — два(Согнуть указательный па­лец левой руки.,
Три — сестра(Согнуть средний палец левой руки.),
Четыре — я(Согнуть безымянный палец левой руки).
Деда с бабой не забуду (Согнуть мизинец левой руки и большой палец правой руки.),
Пять и шесть —считать я буду(Сжимать, разжимать кула­ки на обеих руках.).
Как я рад, что у меня очень дружная семья{Хлопки в ладоши.Соединить обе руки в руко­пожатии.)

2.Этот пальчик — дедушка,        
Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начи­ная с большого.
этот пальчик — бабушка,
этот пальчик — папочка,
этот пальчик — мамочка.
Ну а это я. Вот и вся моя семья!Сжать руку в кулак несколь­ко раз.

Семейная зарядка
Осенью, весною, Летом и зимой
Мы во двор выходим Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (Становятся в круг.Маршировать на месте)
        Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз.)
Папа бодро приседает.(Приседания.)
Повороты вправо-влево  (Руки на поясе, дети делают повороты всем корпусом.)
Делает мой братик Сева,
Я сама бегу трусцой  (Бег на месте.)
И качаю головой.       (Наклоны головой в стороны.)

Упражнение на координацию речи с движе­ниями.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
           Ребенок выполняет  соответ­ствующие движения.
Я стираю, полоскаю,воду с ручек  отряхаю,
Пол я чисто подметаю и дрова ей наколю. 
Маме надо отдыхать,маме хочется поспать. 
Я на цыпочках хожу,и ни разу,
И ни разу ни словечка не скажу.

Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (разви­тие слухового внимания).
Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом про­пускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропу­щенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).
1. Знакомство со звуком [Т].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [Т]:
    губки в свободном положении;
    зубки сближены, но не сомкнуты;
    кончик язычка стучит за верхними зубками;
    горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий квадратик(кружок).
2. Фонетическое упражнение.
Колеса поезда стучат: тук-тук-тук...
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:
а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум...
4.Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши: та-та; то-то; ...; та-ту; ту-ты...
5.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:та-ат, то-от...; ту-..., ты- ...
6. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребе­нок заканчивает слово всегда одинаково):
    договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;
    договорить последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне..., пала..., газе..., воро..., котле...
7.Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт).
Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку и синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)
8. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется. (Топор)


Выучить чистоговорки:
Та-та-та — я везу кота.
Ту-ту-ту — помоги коту.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
То-то-то — я иду в пальто.
9.Знакомство со звуком [Т'].
Символ звука: часы тикают: тьтьть... Характерис­тика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
10.Фонетическое упражнение.  Часики тикают: тик-тик...
11. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т']»:
ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...
12. Договорить последний слог в словах:
ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...; ТИ: пус..., мес..., вез..., пас...
13Взрослый предлагает ребенку:
    назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;
   назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить... (Продолжить ряды слов самостоятельно.)
14. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень)
15Выучить чистоговорки:
Тя-тя-тя — у меня дитя. Ти-ти-ти — со мной не шути. Те-те-те — чайник на плите. Ать-ать-ать — я иду гулять. Еть-еть-еть — я буду петь.
Ить-ить-ить — я хочу пить.
16.Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук в слове»:
Быть должны всегда в порядке Твои школьные... (тетрадки).
Поэт закончил строчку, В конце поставил... (точку).
17.Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подо­брать слова со звуками [Т] и [Т']>.
Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т']. Выучить скороговорку:
Под деревом тетерев тетерева встретил: «Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ: «Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»
18.Упражнение для развития координации речи с движе­ниями:
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая!
С. Михалков
(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)
19.Знакомство с буквой Т.
Т трудилась целый день.
Забивала гвозди в пень.
О. Гофман
На что еще похожа буква Т?
Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят верти­кально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.
Игры с буквой.
Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрез­ной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под дик­товку.
Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:
Тут мама. Тут Тим. Тут Тата.
Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий