воскресенье, 23 апреля 2017 г.

24.04.2017 – 28.04.2017.-тема недели:Звуки «З - ЗЬ». Буквы З,з.Рыбы. Животный мир морей и океанов.




Фонематические  процессы, звуковой  анализ
1. Взрослый внятно произносит три слова, а затем просит определить, на какое из названных слов больше похоже четвертое:
мак — дом — ветка (сетка, ком, бак, метка, клетка), совок — вагон — гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток), калитка — дом — каток (улитка, гном, платок, листок, ком).
2. Знакомство со звуком [3].
Взрослый предлагает ребенку подобрать рифму к слову майка (чайка, зайка), просит определить первый звук в слове зайка.
  артикуля­ция звука [3]:
   губки в улыбке;зубки сближены;широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;холодный воздух идет по центру язычка;
горлышко «работает».
Характе­ристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твер­дый, звонкий. Обозначение: синий цвет.
3. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [3]»:
з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
4.Повторить за взрослым серию слогов: за-зо-зу-зы; зда-здо-зду-зды.
5. Закончить слово слогами:ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...; ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...
Подобрать слово к его началу: ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.
6.Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах: музыка, козырек, пузырек;
 казаки, фазаны, вокзалы.
7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, раз­делить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, исполь­зуя знакомые предлоги.
По полю скачет, Ушки прячет. Встанет столбом — Ушки торчком. (Зайка)
Свернешь — клин, Развернешь — блин. (Зонт)
По земле ползет, А к себе не подпускает. (Змея)
Что видно только ночью? (Звезды)
8.Заменить первый звук в словах на звук [3]. Какие слова получились? Составить с каждым словом предложение:
губы — зубы, набор — ..., двери — ..., наряд —..., дуб —..., вагон — ...
9.Подобрать как можно больше слов со звуком [3], оп­ределить место звука [3] в словах (начало, середина слова).
Знакомство со звуком [3'].
Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой.)
Характе­ристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый 1.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [3']»:зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...
2.Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить их на слоги, назвать одинаковый второй слог в словах: резина, низина, корзина, дрезина.

3.Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [3'] в слове):
зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик,разиня, резина.
4.Заменить первый звук в словах на звук [3']. Какие слова получились? Составить с ними предложения. Кефир — зефир, пеленка — ...
5.Подобрать родственные слова к слову зима. В каком слове звук [3'] стоит в середине слова? зимний, зимовье, зимовка, зимовать, озимые, зимующий, зимо­родок.
 Дифференциация звуков [3] — [3'].
1.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи-...
2.Назвать лишнее слово в ряду: зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы. Грамота Знакомство с буквой 3.   3 загнулась, как змея, Но ей не запугать меня.
На что еще похожа буква 3? Игры с буквой.
Звуко-слоговой анализ слов; выкладывание схем из кружков; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списыва­ние, письмо под диктовку печатными буквами:Зина, зима, замок, зонт, зубы.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зима —Зина; замок — замки.
Чтение, списывание, письмо под диктовку предложений, подсчет ко­личества слов в предложениях:
Вот Зина. У Зины зонт. Вот Дима. У Димы зонт. У Зины и Димы зонты. Развитие общих речевых навыков Выучить чистоговорки:За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — не боюсь козу. Зы-зы-зы — нет козы. Зя-зя-зя — мы видели язя.Зи-зи-зи — резину привези.
3.Прослушать стихотворение А. Барто. Какой звук часто в нем слышится? Проговорить стихотворение, отхлопывая каждый слог.
Резиновую Зину Купили в магазине. Резиновую Зину В корзине принесли.
Она была разиней, Резиновая Зина, Упала из корзины, Измазалась в грязи.
А. Барто
Рыбы
Словарь
Сущ-е:животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры,
Прил-е: прозрачный, хищный, зубас­тый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый',
Глаголы: ловить, охотиться, плавать,размножаться, питаться, затаиться
      
Задание 1. Расскажите  ребенку о рыбах (морских, пресноводных, ак­вариумных);
обратить внимание на особенности проживания, пита­ния, строения и дыхания рыб;
ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, спо­собах ухода за ними.
Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
© Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
© У родителей и деток вся одежда из монеток.
© Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыб­ка (какая?) — ... .
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и по­чему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 6. Попросите ребенка объяснить, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Задание 7. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притя­жательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост — ... , плавник — ... , туловище — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согла­сование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное дейст­вие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть, плавать,
Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.

Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу.
Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками.
Задание 14. Вырезать картинки с изображением морс: пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика  « Жил да был один налим…»
Жил да был один налим ,     Выполняют плавные движения сложенными
Два ерша дружили с ним.         ладонями,имитирующие движения плавников
Прилетали к ним три утки      Скрещенными ладонями имитируют взмахи
По четыре раза в сутки.крыльев
И учили их считать:                   Сжимают и разжимают кулачки.
Раз,два,три,четыре,пять.           Загибают пальчики,начиная с большого.
«АКУЛА»
Приплывали две севрюги,     (Двумя   ладонями   дети   изображают,
как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги.        (Выгибают ладони тыльной 

                  стороной вверх.)

Налетали с двух сторон.   (Изображают, как севрюги плывут на-
встречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон.      (Делают толчок ладонями от груди.)
Развитие общей моторикиПодвижная игра«ЛЕТУЧАЯ РЫБА»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения
Я летучая, прыгучая,        (Дети двигаются подскоками по кругу.)
Улетела бы за тучу я.        (Двигаются,    взмахивая   руками,   как
крыльями.)
Да соскучилась бы вскоре     (Двигаются по кругу, изображая пла-
До того люблю я море.      вание.)
1.   Развитие грамматического строя речиИгра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамма­тического строя речи (образование однокоренных слов).]Образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?
Рыбка. Рыбешка. Как называют человека, который ловит рыбу? Рыболов. Рыбак. Что делает рыбак? Рыбачит. Куда ходит рыбак? На рыбалку. Какой суп варят из рыбы? Рыбный. Как можно назвать большую рыбу? Рыбина-         Котлеты из рыбы (какие?) - рыбные, суп - ... , икра - ... , залив­ное - ..., салат- ....
2.Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных при­лагательных).]
Хвост щуки чей?Щучий. Усы сома чьи? Сомовьи. Голова судака чья? Судачья.Туловище окуня чье? Окуневое.
3.Образование относительных прилагательных.Рыбы, живущие в море, (какие?) - морские, в реке - ... , в озе­ре - ..., в пруду- ..., в аквариуме - ... ;
4. Игра «Кого не стало?»[Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.Совершенствование грамматического строя речи.] Посмотрите внимательно и запомните, изображе­ния каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, кого не стало.
По команде дети закрывают глаза. Восп-ль убирает одну картинку.-Кого не стало?
1-й р е б е н о к. Не стало щуки.
Игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети.
5.Игра «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Кто-то повторит его и добавит еще одно. Следующий повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.
1-      й         р е б е н о к. Сом, ерш.
2-       й         ребенок. Сом, ерш, щука.
3-       й         ребенок. Сом, ерш, щука, судак.
й                                     ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий